Календарь

pecherskСобор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется теперь 11 октября (28 сентября). Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, то есть после 21 сентября.

Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста.


В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. Преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, известно два канона: один, составленный иеромонахом Мелетием Сиригом (напечатан в Киевском акафистнике 1764 года), другой, находящийся в службах печерским преподобным, составлен святителем Димитрием Ростовским.


В Собор преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, входят около 73 святых. Кроме них среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофпйский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8).

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня/9 июля, а также 15/29 октября). Святитель был задержан в Киеве Литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15 октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере.

Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались ещё святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый.

В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра.

В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер — во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Канон иеромонаха Мелетия Сириги вошел в Службу этого праздника.

Известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша...».

mitropolitpetrМестоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 г. в Воронежской губернии в семье священника. В 1892 г. он окончил Московскую Духовную академию и остался при ней помощником инспектора.

В дальнейшем Богу было угодно, чтобы он стал членом Учебного комитета при Святейшем Синоде и исполнял обязанности ревизора духовных учебных заведений. Переехав в Петербург, Петр Федорович близко познакомился со многими выдающимися церковными деятелями, среди которых был и Литовский архиепископ Тихон (Белавин). Петр Полянский был очень живым и жизнерадостным человеком. Он никогда не унывал, обладал незаурядным нравственным и физическим здоровьем, а также огромным душевным тактом.

Когда в 1918 г. большевики закрыли все духовные учебные заведения, Петр Федорович переехал в Москву и принял участие в Поместном Соборе 1917-18 гг. В 1920 г. Патриарх Тихон предложил ему принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Это предложение было сделано уже тогда, когда широко разливалось гонение на Церковь, когда священнослужители и архиереи зверски убивались. Не почет и комфорт сулило архиерейство в те годы, а страдания и, зачастую, мученическую кончину. Но Петр Полянский принял предложение Патриарха как волю Божию, как призыв - послужить Богу и Церкви.

Ему было уже 58 лет. Он не был связан ни узами священства, ни узами монашества и вполне имел возможность продолжать жить дальше и умереть своей смертью, но отказался от этого. После разговора с Патриархом, он пришел домой и сказал родным: “Я не могу отказаться. Если откажусь, то буду предателем Церкви, но когда соглашусь - я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор”. Эти слова сбылись в точности.
После рукоположения в епископа Подольского, викария Московской епархии, он был арестован и сослан в Великий Устюг. После его возвращения в 1923 г. Патриарх возвел владыку Петра в сан архиепископа, а через год - митрополита и назначил митрополитом Крутицким.

После кончины в 1925 г. Патриарха Тихона, митрополит Петр стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, тем самым приняв на себя все, стоявшие тогда перед Церковью, проблемы.

В декабре 1925 г. его арестовали, незадолго перед этим он писал: “Меня ожидают труды, суд людской, скорый, но не всегда милостивый. Не боюсь труда - его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого - неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие меня личности. Опасаюсь одного: ошибок и невольных несправедливостей, - вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем - пастырском - особенно... Если отличительным признаком учеников Христовых, по слову Евангелия, является любовь, то ею должна проникать и вся деятельность служителя алтаря Господня, служителя Бога мира и любви... Для всякого православного человека, переживающего наши события, они не могут не внушать опасений за судьбу Православной Церкви, пагубный раскол, возглавляемый епископами и пресвитерами, которые забыли Бога и предают своих собратий и благочестивых мирян, - это все, может быть, не так еще опасно для Церкви Божией, которая всегда крепла, обновлялась страданиями. Но грозен, опасен дух лести, ведущий борьбу с Церковью и работающий над ее разрушением под видом заботы...”. Через год Владыку приговорили к трем годам ссылки и отправили в Тобольск. Когда срок ссылки закончился, власти продлили его еще на два года. Здоровье старца все ухудшалось, он обращался к властям, но его письма оставались без ответа. За четыре месяца до окончания ссылки митрополита Петра арестовали и заключили в тюрьму. Там уполномоченный ОГПУ предложил ему снять с себя сан Местоблюстителя, грозил новым заключением. Но митрополит отказался, он знал, что его согласие грозит Церкви расколами.

И снова - одиночное заключение. Митрополиту было тогда уже 69 лет. Словно надеясь на его скорую смерть, его поставили в невыносимые условия. Владыка страдал сильными болями в желудке, часто бывали приступы астмы. Во время них он падал в обморок и подолгу лежал на полу, пока не входил надзиратель и не переносил его на койку.

Весной 1931 г. ему предложили стать осведомителем ОГПУ. Об этом, конечно, не могло быть и речи, но старец был ужасно изнурен и просил власти выпустить его из тюрьмы. В ответ на это его приговорили к пяти годам концлагеря с содержанием под стражей во внутреннем изоляторе, то есть условия стали еще хуже. Владыке посоветовали написать письмо, в котором принести раскаяние за участие в антисоветских организациях. “Но я не участвовал ни в каких подобных организациях”, - ответил митрополит.

И снова старец пишет властям. Две темы перед ним - бесконечных страданий и своих обязательств перед Церковью. Он пишет, что лишен элементарных прав, что уже три года не видел солнца, что не может отказаться от Местоблюстительства, потому, что тогда станет изменником Святой Церкви. Шли годы, а в его положении ничего не менялось, разве что условия становились все хуже и хуже. Наконец настал день окончания срока, но митрополита не освободили. Ранее уже было решено продлить срок еще на три года.

В это время Владыке было уже 74 года и этот срок можно было считать пожизненным. Власти решили считать его мертвым и объявили об этом митрополиту Сергию, который стал следующим Патриаршим Местоблюстителем. А Местоблюститель был еще жив.

В июле 1937 г. Сталин издал приказ расстрелять всех, находящихся в тюрьмах и лагерях, исповедников. В соответствии с этим приказом 2 октября 1937 г. Тройка НКВД приговорила митрополита Петра к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 октября.

feodordavidСвятой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.
Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица - их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224-1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.
Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1245 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35-38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

14 февраля 1578 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.
Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине ХVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

"Род праведных благословится", - говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука - святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237—1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами.

Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского. Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

В 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан.

В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу.

В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «не прияша его во град, но рекоша ему: «Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле»

voskresnslovushegoПраздник обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме был установлен  в 335 году, когда был освящен храм, сооруженный святыми равноапостольными императором Константином Великим и его матерью царицей Еленой. Святыня расположена над местом распятия и погребения Господа Иисуса Христа.

iosifbel17 сентября - день обретения мощей великого русского святого - святителя Иоасафа Белгородского. Отошел ко Господу святитель 250 лет назад, в 1754 году.

Родился святитель Иоасаф в день Рождества Пресвятой Богородицы - 8 сентября 1705 года. Когда мальчику исполнилось восемь лет, отцу его было видение: Сама Царица Небесная изрекла отроку: "Довлеет Мне молитва твоя". В одиннадцать лет мальчик возлюбил монашество, а в двадцать - принял постриг, и всю жизнь провел в великих трудах и подвигах. Приходилось бывать святителю и в нашем городе: в 1748 г. в Петропавловском соборе, в присутствии императрицы Елизаветы I, наместника Троице-Сергиевой Лавры Иоасафа рукоположили во епископа Белгородского и Обоянского.

В 1754 году епископом Иоасафом была обретена одна из самых почитаемых икон Божией Матери "Песчанская". "В сем образе, - сказал святитель, - преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества". В 1911 году состоялось прославление святителя Иоасафа и обретение его мощей. Не случайно Господь возжег Свой новый светильник именно в это время: на Россию надвигались темные тучи. Святитель Иоасаф в видении предупреждал русское общество: если не будет покаяния - разразится гроза.

Мощи были обретены в феврале 1991 года на чердаке музея религии и атеизма в здании Казанского собора Санкт-Петербурга.

После идентификации и облечения в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга мощи были доставлены в Москву, где находились в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе до сентября.

Затем после непродолжительного пребывания в Курске 16 сентября 1991 года мощи были доставлены в Белгород и торжественным крестным ходом принесены в Преображенский кафедральный собор.

nevskii12 cентября Святая Церковь отмечает перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724), обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652) - четвертого сына святого великого князя Александра Невского, прп. Александра Свирского.

useknСвятой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, правителем Галилеи. О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1—12) и Марка (Мк. 6, 14—29).

moskovsksvСобор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли.

Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых:


Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа)
Прп. Андр
оник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня)
Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы)
Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября)
Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября)
Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля)
Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня)
Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня)
Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442)
Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. Новгородский (+ 1505, память 4 декабря)
Свт.
Симон Чиж, митр. Московский и всея Руси (+ 1511/1512)
Блж. Василий, Христа ради юродивый (+ ок. 1557, память 2 августа)
Блгв. царь Феодор Иоаннович (+ 1598, память 7 янврая)
Прп. Василий Соколовский (XVI - XVII вв., память в 1-ю неделю после 29 июня)
Прп. Зосима (Верховский) (+ 1833, память 24 октября)
Прав. Василий Павлово-Посадский (+ 1869, местн. память 16 февраля)
Прп. Пимен Угрешский (+ 1880, память 17 августа)
Прп. Аристоклий Афонский, иеросхим. (+ 1918, память 24 августа)
Прав. Алексий (Мечёв) (+ 1923, 9 июня, 16 сентября)
Прп. Алексий (Соловьев), схим. (+ 1928, память 19 сентября)
Сщмч. Александр (Хотовицкий) Нью-Йоркский и Московский (+ 1937, память 7 августа)
Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 19 апреля)
Cщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября)

Тропарь, глас 4

Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога// стране нашей в мире спастися.


Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT8075.htm

spasЦерковное Предание рассказывает о сирийском царе Авгаре, который правил в городе Едесса во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Царь был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Спасителем, распространился по Сирии (Мф. 4:24) и дошел до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину царского художника Ананию, поручив ему написать изображение Спасителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал его, назвав по имени, и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя и обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик.

Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов проказы оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти св. Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Убрус с городской стены. Христос явился в видении Едесскому епископу и повелел спрятать Свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед Образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Так было до 545 г., когда персидский царь Хозрой I осадил Едессу. В эти дни епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от разорения. Разобрав нишу, епископ нашел Нерукотворный Образ неизменным: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году византийский император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Едессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены в столицу империи. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа (Убруса) существует несколько преданий. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль со святыней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т.н. «на керамии» (на черепице), отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Во времена иконоборческой ереси в Византии (VIII век) защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо константинопольскому императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ изображался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют Третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

www.patriarchia.ru