Календарь

Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот.

fillipПечальник земли Русской, первый из наших иерархов принял мученический венец "за христианы и за имя Христово", дерзнув восстать святительской властью на произвол и казни опричнины.
Весь его земной путь овеян величием и красотой подвига, от юных лет (родился 11 февраля 1507 г.) освящен духовными исканиями, когда он, Федор Колычев, еще жил в блеске двора. Тайно ушел из Москвы. Затем – годы подвижничества на Студеном море, в Соловецком монастыре, который он за восемнадцать лет игуменства привел к состоянию, навсегда закрепившему за ним славу одной из величайших святынь Руси.


26 июня 1556 г. под торжественный звон колоколов и радостные крики народа, уповавшего на инока-пустынника, "усмыряюща лютость царя", в Москве принял святительство. "Боже сил! ... Да воссияет лицо Твое, и спасемся", - укреплял во времена опричного разгула святитель свою несчастную паству. Принародно в Успенском соборе обличал Ивана Грозного: "Ни по одежде, ни по делам не видно Государя!".
В рубище на дровнях везли владыку в заточение в тверской Отроч монастырь, а он поднимал, закованные в цепи руки, и благословлял православных: "Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!". Царь не смог сломить духа святителя Христова и, страшась, подослал к нему Малюту Скуратова, который 9 января 1569 г. задушил святого узника.


В день памяти святителя Филиппа, задумаемся о значении для нас пастырского благословения.
Все мы, православные, должны дорожить благословением своих пастырей, получивших право благословлять от Самого Господа Иисуса Христа, Который при Вознесении, окруженный верными Своими учениками, "подняв руки Свои, благословил их" (Лук. 24, 50), а в их лице - и всех верующих, всегда и повсюду. Вознесся Он "никакоже отлучаяйся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Его: Аз есмь с вами, и никтоже на вы".


На этом обещании утверждается сила священнического благословения. Оно, если принимается с верой, приносит благословляемым духовную пользу и защиту от напастей. Как спит младенец спокойным сном под осенением благословляющей матери, так и душа верующего успокаивается и ободряется благословением Церкви, через служителя алтаря Господня. Священническое благословение святитель Иоанн Златоуст называет "оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон, и непобедимым".


И, действительно, не только в делах важных и предприятиях, сопряженных с трудностями и опасностями, благословение духовных лиц содействовало успеху, но и в обычных житейских занятиях являло иногда удивительную силу. В монастыре святого Венедикта строили здание. Нужно было поднять большой камень, но рабочим, несмотря на все усилия, не удавалось это сделать. Тогда они пригласили преподобного игумена и, когда он, сотворив молитву, благословил, подняли камень так легко, как будто он совсем не имел веса.


Кто-то скажет, что такая сила благословения есть только у святых, а обычное священническое благословение ничего такого чудесного нам в жизни не показывает. Таким сомневающимся не следует забывать, что "уверовавших... будут сопровождать... знамения" (Мк. 16, 17). Какой могут ожидать пользы для себя те, кто подходят к священнику под благословение из одного лишь приличия, только потому, что так принято, а не потому, что он есть орудие Божией благодати? Каков бы ни был священник, он совершает дело Божие, на которое поставлен свыше. Поэтому, подходя под благословение, не будем сомневаться в его силе, не будем думать о достоинствах и недостатках священника, а будем стараться очищать свою душу, если действительно ищет она принятия духовного дара, принятия благодати.

soborpredtechiВ Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.

altГосподь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: ''Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?'' Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы ''исполнить всякую правду'' – т. е. исполнить закон, ''водами погребсти человеческий грех'', освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: ''Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение'' (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).

Православный календарь www.days.ru


Традиции и правила нашей Церкви

День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения Господня (19 января), именуется Крещенским сочельником. Так же, как и сочельник Рождественский, это – день строгого поста, которым заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова. В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого, читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, в них прообразовательно говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия. Так же, как и в сам праздник Крещения, в храмах совершается особый чин – великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:" …ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества".

altПраздник Обрезания обычно проходит незаметно. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение — как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам?

makСвятой Макарий, в миру Михаил, родился в Москве, в семье, многие поколения которой были связаны с Церковью. Отринув мир, Михаил принял постриг в обители преподобного Пафнутия Боровского, в которой был пострижен во иночество и возведен в сан священика. В 1523 году святой Макарий был назначен настоятелем Лужецкого Ферапонтова монастыря, а в 1526 году он был хиротонисан на архиепископскую кафедру Новгорода Великого. Святой Макарий имел особое попечение о книжном учении, стараясь ставить на священные степени только грамотных кандидатов.

iosifВ первом браке у праведного Иосифа было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Как отметил настоятель псковского храма Успения Божией Матери священник Виталий Скнар: "Святой Иосиф после смерти жены Саломии вел чистую и праведную жизнь, что и привело к тому, что он сподобился послужить тайне спасения человечества, стать приемным отцом Господа нашего Иисуса Христа.

0108На следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя.

Это собрание верующих было названо собором Пресвятой Богородицы.

В празднование Собора вспоминается память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.

rojdestvoС Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, соб­ра­лось мно­жест­во наро­ду, и сво­бод­ных мест в гос­ти­ни­це не ока­за­лось. Им приш­лось про­вес­ти ночь за го­ро­дом, в вертепе, где пас­ту­хи укры­вали свой скот от гро­зы. В вер­те­пе (или, по-рус­ски, пе­ще­ре) и появил­ся на свет Мла­де­нец Иисус, ко­то­ро­го Ма­терь Божия, спе­ле­нав, по­ло­жи­ла на се­но в яс­ли для ско­та. (Лк. 2.7)

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305).