Календарь

feofannВ миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

fillipПечальник земли Русской, первый из наших иерархов принял мученический венец "за христианы и за имя Христово", дерзнув восстать святительской властью на произвол и казни опричнины.
Весь его земной путь овеян величием и красотой подвига, от юных лет (родился 11 февраля 1507 г.) освящен духовными исканиями, когда он, Федор Колычев, еще жил в блеске двора. Тайно ушел из Москвы. Затем – годы подвижничества на Студеном море, в Соловецком монастыре, который он за восемнадцать лет игуменства привел к состоянию, навсегда закрепившему за ним славу одной из величайших святынь Руси.


26 июня 1556 г. под торжественный звон колоколов и радостные крики народа, уповавшего на инока-пустынника, "усмыряюща лютость царя", в Москве принял святительство. "Боже сил! ... Да воссияет лицо Твое, и спасемся", - укреплял во времена опричного разгула святитель свою несчастную паству. Принародно в Успенском соборе обличал Ивана Грозного: "Ни по одежде, ни по делам не видно Государя!".
В рубище на дровнях везли владыку в заточение в тверской Отроч монастырь, а он поднимал, закованные в цепи руки, и благословлял православных: "Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!". Царь не смог сломить духа святителя Христова и, страшась, подослал к нему Малюту Скуратова, который 9 января 1569 г. задушил святого узника.


В день памяти святителя Филиппа, задумаемся о значении для нас пастырского благословения.
Все мы, православные, должны дорожить благословением своих пастырей, получивших право благословлять от Самого Господа Иисуса Христа, Который при Вознесении, окруженный верными Своими учениками, "подняв руки Свои, благословил их" (Лук. 24, 50), а в их лице - и всех верующих, всегда и повсюду. Вознесся Он "никакоже отлучаяйся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Его: Аз есмь с вами, и никтоже на вы".


На этом обещании утверждается сила священнического благословения. Оно, если принимается с верой, приносит благословляемым духовную пользу и защиту от напастей. Как спит младенец спокойным сном под осенением благословляющей матери, так и душа верующего успокаивается и ободряется благословением Церкви, через служителя алтаря Господня. Священническое благословение святитель Иоанн Златоуст называет "оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон, и непобедимым".


И, действительно, не только в делах важных и предприятиях, сопряженных с трудностями и опасностями, благословение духовных лиц содействовало успеху, но и в обычных житейских занятиях являло иногда удивительную силу. В монастыре святого Венедикта строили здание. Нужно было поднять большой камень, но рабочим, несмотря на все усилия, не удавалось это сделать. Тогда они пригласили преподобного игумена и, когда он, сотворив молитву, благословил, подняли камень так легко, как будто он совсем не имел веса.


Кто-то скажет, что такая сила благословения есть только у святых, а обычное священническое благословение ничего такого чудесного нам в жизни не показывает. Таким сомневающимся не следует забывать, что "уверовавших... будут сопровождать... знамения" (Мк. 16, 17). Какой могут ожидать пользы для себя те, кто подходят к священнику под благословение из одного лишь приличия, только потому, что так принято, а не потому, что он есть орудие Божией благодати? Каков бы ни был священник, он совершает дело Божие, на которое поставлен свыше. Поэтому, подходя под благословение, не будем сомневаться в его силе, не будем думать о достоинствах и недостатках священника, а будем стараться очищать свою душу, если действительно ищет она принятия духовного дара, принятия благодати.

soborpredtechiВ Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.

altГосподь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: ''Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?'' Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы ''исполнить всякую правду'' – т. е. исполнить закон, ''водами погребсти человеческий грех'', освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: ''Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение'' (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

altПреподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился.

altПраздник Обрезания обычно проходит незаметно. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение — как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам?

rojdestvoС Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, соб­ра­лось мно­жест­во наро­ду, и сво­бод­ных мест в гос­ти­ни­це не ока­за­лось. Им приш­лось про­вес­ти ночь за го­ро­дом, в вертепе, где пас­ту­хи укры­вали свой скот от гро­зы. В вер­те­пе (или, по-рус­ски, пе­ще­ре) и появил­ся на свет Мла­де­нец Иисус, ко­то­ро­го Ма­терь Божия, спе­ле­нав, по­ло­жи­ла на се­но в яс­ли для ско­та. (Лк. 2.7)

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305).

Святитель Петр — первый московский святой и чудотворец. С его именем связано начало возвышения Москвы не только как политической, но и как духовной столицы Северо-Восточной Руси.

Агафодор Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Андрей Первозванный, апостол из 12-ти, брат ап. Петра: †62; Ин. 20; Н. 30 || Ап. 12; Карел.
Василий Херсонесский, еп., сщмч.: †309; Мр. 7
Евгений Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Елпидий Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Еферий Херсонесский, еп.: †313-324; Мр. 7
Ефрем Херсонесский, еп., сщмч.: †нач. IV; Мр. 7
Иоанн Готфский, еп.: †790; М. 19; Ин. 26
Капитон Херсонесский, еп., сщмч.: †после 326; Мр. 7
Климент, апостол от 70-ти, ученик ап. Петра, папа Римский, сщмч.: †101; Ян. 30; Ап. 22; С. 10; Н. 25 || Ап. 70; Всех прп.
Мартин I Римский, папа, исп.: †655; Ап. 14
Савва Сурожский, архиеп.: †XII; Ап. 2
Стефан Сурожский, архиеп., исп.: †VIII; Д. 15