Календарь
Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни в семье благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до его рождения мать святителя имела видение, что ее сын просияет добродетелью в земле Русской. Учился будущий митрополит прилежно, но все равно не успевал. По преданию он горячо молился и вот однажды увидел во сне какого-то святителя, который коснулся рукой его языка и благословил. С этого времени мальчик стал одним из самых способных учеников.
В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.
После многолетних подвигов он пришел в уединенное место при реке Рати. Вскоре здесь устроился монастырь, названный Новодворским. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры.
Много добрых дел совершил на этом поприще святитель, много потрудился для Церкви и Отечества. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли.
Он преставился в 1326 г. и был погребен в стене Успенского собора Кремля, в каменном гробу, который он сам приготовил. В 1472 г., при перестройке обветшавшего собора, святые мощи митрополита Петра были открыты и переложены в новую раку. Но вскоре храм обрушился, и тогда великий князь Московский Иоанн III вызвал из Италии выдающегося зодчего Аристотеля Фиораванти, под руководством которого был заложен новый Успенский собор.
24 августа 1479 г. честные мощи святителя Петра были торжественно перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте. В этот день (6 сентября по новому стилю) и был установлен отмечаемый сегодня праздник.
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 5159
Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли.
Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых:
Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа)
Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня)
Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы)
Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября)
Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября)
Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля)
Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня)
Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня)
Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442)
Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. Новгородский (+ 1505, память 4 декабря)
Свт. Симон Чиж, митр. Московский и всея Руси (+ 1511/1512)
Блж. Василий, Христа ради юродивый (+ ок. 1557, память 2 августа)
Блгв. царь Феодор Иоаннович (+ 1598, память 7 янврая)
Прп. Василий Соколовский (XVI - XVII вв., память в 1-ю неделю после 29 июня)
Прп. Зосима (Верховский) (+ 1833, память 24 октября)
Прав. Василий Павлово-Посадский (+ 1869, местн. память 16 февраля)
Прп. Пимен Угрешский (+ 1880, память 17 августа)
Прп. Аристоклий Афонский, иеросхим. (+ 1918, память 24 августа)
Прав. Алексий (Мечёв) (+ 1923, 9 июня, 16 сентября)
Прп. Алексий (Соловьев), схим. (+ 1928, память 19 сентября)
Сщмч. Александр (Хотовицкий) Нью-Йоркский и Московский (+ 1937, память 7 августа)
Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 19 апреля)
Cщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября)
Тропарь, глас 4
Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога// стране нашей в мире спастися.
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT8075.htm
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 5201
Церковное Предание рассказывает о сирийском царе Авгаре, который правил в городе Едесса во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Царь был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Спасителем, распространился по Сирии (Мф. 4:24) и дошел до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину царского художника Ананию, поручив ему написать изображение Спасителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал его, назвав по имени, и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя и обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик.
Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов проказы оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти св. Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.
Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Убрус с городской стены. Христос явился в видении Едесскому епископу и повелел спрятать Свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед Образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Так было до 545 г., когда персидский царь Хозрой I осадил Едессу. В эти дни епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от разорения. Разобрав нишу, епископ нашел Нерукотворный Образ неизменным: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году византийский император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Едессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены в столицу империи. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа (Убруса) существует несколько преданий. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль со святыней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т.н. «на керамии» (на черепице), отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.
Во времена иконоборческой ереси в Византии (VIII век) защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо константинопольскому императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ изображался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют Третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
www.patriarchia.ru
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 6235
Праздник Успения (кончины) Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью по новому стилю — 28 августа.
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 5424
Собор Соловецких святых празднуется на следующий день после памяти основателей монастыря – прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (8/21 августа).
Своим примером подвижнической жизни на суровом архипелаге они привлекли многих последователей, явив в дальнейшем целый сонм святых, в числе которых прпп. Елеазар и Иов Анзерские.
На Соловках приняли монашество и духовно возросли иерархи Русской Церкви: Патриархи Иосаф I и Никон; митрополиты Исидор Новгородский, Иларион Псковский, Игнатий Тобольский, Рафаил Астраханский, Иов Новгородский, Филипп Московский.
Благодаря стараниям последнего, Соловецкий монастырь стал образцом и хозяйственного освоения русского Севера. При св. Филиппе обитель была окружена гранитными стенами, начаты разработки железной руды и поваренной соли, сооружены каналы, мельницы, кирпичный завод, парники для овощей, скотные дворы, кожевенное производство и многое другое, чему до сих пор удивляются приезжающие. Сам игумен Филипп, изобретший многие устройства, работал и как простой строитель.
В советское время, с 1920 года монастырь был ликвидирован и превращен в один из первых концлагерей, куда ссылали и духовенство, в том числе многих епископов (в 1926 году их там было 29).
Власти утверждали, что лагерь был задуман как «средство перевоспитания церковников». На практике Соловки были превращены в лагерь уничтожения непокорного духовенства. Расстрелы порою шли прямо в храмах. Сотни новых святых – мучеников за веру – явились на Соловках за эти годы, зримо явив миру Русскую Голгофу.
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 3420
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 3501
На иконе представлены в молении Спасителю, изображенному в небесном сегменте вверху в центре, митрополит московский Филипп, архиепископ Сурожский Стефан, повсеместно чтимые на Руси соловецкие святые преподобные Зосима, Савватий, Герман, местночтимый Соловецкий угодник Божий преподобный Елеазар Анзерский. На поземе иконы в центре - Соловецкий монастырь, обнесенный стенами и башнями.
Из жития святых Зосимы и Савватия, созданном на рубеже XV—XVI вв. игуменом Досифеем, известно, что преподобный Савватий, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, в 1429 г. вместе с преподобным Германом водрузил крест на Соловецком острове и поставил келью под Секирной горой. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжал свои подвиги в одиночестве. Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорка, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Тайн, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытию в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители. По прошествии нескольких лет, преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена в 1452 г. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители), преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место последних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года. Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.
Через несколько десятилетий Церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию - 27 сентября, Зосиме - 17 апреля. Существуют сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.
Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь. Перенесение честных мощей было подготовлено и вдохновлено святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским.
По житию, написанному в конце XVI- начале XVII вв., митрополит Филипп, из древнего рода Колычевых, родился 11 февраля 1507 г. Принял монашеский постриг в 1537 г. в Соловецком монастыре. С 1548 г. игумен обители. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богородицы Одигитрии, принесенный на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святыни были установлены у мощей преподобных: икона - у гробницы святого Савватия, а крест - в часовне святого Германа. Было также пополнено житие преподобных описанием чудес, совершившихся при их гробницах. В 1566 г. возведен на московскую митрополию. Мученически погиб от рук заговорщиков в сущем сане 23 декабря 1569 г. (Малюта Скуратов, посланный св. блгв. царем Иваном Грозным для его спасения, застал митрополита Филиппа уже бездыханным) в Тверском Отроче монастыре, откуда в 1591 г. его мощи перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. - в Московский Успенский собор. Канонизация святого состоялась в 1660 г. Его вспоминают несколько раз в году: 9 января, 3 июня (день перенесения мощей), 5 октября (вместе с наиболее чтимыми московскими святителями).
Преподобный Елеазар Анзерский, о подвизании которого рассказывается в его автобиографическом житии, а также в сочинении инока Макария, написанном около 1700 г., был уроженцем Козельска, в юные годы постригся в монахи Соловецкого монастыря. Основал скит на Анзерском острове и ввел для своих сподвижников древний чин скитского жития. Скончался 13 января 1656 г. Год канонизации неизвестен. Память 13 января.
Второе перенесение честных мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких состоялось 21 августа 1992 г. при Святейшем Патриархе Алексии II..
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 6356
В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.
Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия.
По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или яблочным Спасом.
Второй Спас, яблочный, – это большой крестьянский праздник. В этот день в храмах освящают плоды земные: яблоки, виноград, груши. Первыми ими одаривали бедных и больных. Кто этого не делал, считался недостойным общения. В России до праздника Преображения было грехом употреблять яблоки и другие фрукты. Яблоки, поспевшие к этому сроку, называли "спасовскими".
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 5810
14 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Праздновани было установлено в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем две недели святыню носили по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 27 августа (по н. ст.) Животворящее Древо Креста Господня переносили обратно в царские палаты.
«Изнесение» - торжественная церемония, крестный ход. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 " (по ст. ст.). В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день совершается малое освящение воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
Это праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напастей.
В этот день в храмах принято освещать мед.
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 7531
Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели – от 14 до 27 августа (или от 1 до 15 августа по ст. стилю). Он дошел до нас с древних времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: “Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)”.
Святой Симеон Солунский пишет, что “Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас”.
Успенский пост – строгий пост. По монастырскому уставу – Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. О мере индивидуального поста нужно обязательно советоваться с духовным отцом или священником храма, который посещаешь.
В день Преображения Господня (воскресение, 19 августа) разрешается рыба.
Рыбный день в Успение, если он придется на среду или пятницу.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о посте:
"Человек дорогу Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, – но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти".
- Подробности
- Категория: Календарь
- Просмотров: 5614
Меню сайта
Новости благочиния
Епархиальные новости
Православный календарь
- 6 сентября. Перенесение мощей свт. Московского Петра, всея России чудотворца
- 3 сентября. Собор Московских святых
- 29 августа. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа
- 28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- 22 августа.Собор Соловецких святых