Календарь

rojdestvoС Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, соб­ра­лось мно­жест­во наро­ду, и сво­бод­ных мест в гос­ти­ни­це не ока­за­лось. Им приш­лось про­вес­ти ночь за го­ро­дом, в вертепе, где пас­ту­хи укры­вали свой скот от гро­зы. В вер­те­пе (или, по-рус­ски, пе­ще­ре) и появил­ся на свет Мла­де­нец Иисус, ко­то­ро­го Ма­терь Божия, спе­ле­нав, по­ло­жи­ла на се­но в яс­ли для ско­та. (Лк. 2.7)

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305).

Святитель Петр — первый московский святой и чудотворец. С его именем связано начало возвышения Москвы не только как политической, но и как духовной столицы Северо-Восточной Руси.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился глубокой проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву.

После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Петербургскую духовную академию.

Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта. В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 10-15 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавал беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы и приносили матушке обувь, говоря: "Твой отдал свою кому-то, придет босым".

Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призывал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: "У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую".

Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанна считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления — Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. "Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной". Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан. По его молитвам стали происходить чудотворения, и слухи о них распространились в Кронштадте и Петербурге; их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор вмещал 7 тысяч и всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого. Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге — духовном дневнике "Моя жизнь во Христе". Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали ему тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: "Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: "Я прославлю прославляющих меня". Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: "Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у господа вымолить. Да будет на все Его святая воля".

9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге.

Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.

Агафодор Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Андрей Первозванный, апостол из 12-ти, брат ап. Петра: †62; Ин. 20; Н. 30 || Ап. 12; Карел.
Василий Херсонесский, еп., сщмч.: †309; Мр. 7
Евгений Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Елпидий Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Еферий Херсонесский, еп.: †313-324; Мр. 7
Ефрем Херсонесский, еп., сщмч.: †нач. IV; Мр. 7
Иоанн Готфский, еп.: †790; М. 19; Ин. 26
Капитон Херсонесский, еп., сщмч.: †после 326; Мр. 7
Климент, апостол от 70-ти, ученик ап. Петра, папа Римский, сщмч.: †101; Ян. 30; Ап. 22; С. 10; Н. 25 || Ап. 70; Всех прп.
Мартин I Римский, папа, исп.: †655; Ап. 14
Савва Сурожский, архиеп.: †XII; Ап. 2
Стефан Сурожский, архиеп., исп.: †VIII; Д. 15

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306–337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.

nechradИстория этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное». Это назидательное повествование об одном грешнике, который получил нежданную духовную радость покаяния от иконы Божией Матери. Этот случай так полюбился русскому народу, что в память его была написана икона, получившая название «Нечаянная радость». На ней изображен коленопреклоненный грешник, молящийся перед образом Богородицы и омывающий душу слезами покаяния. Далее под ликом обыкновенно помещаются первые слова повести: «Человек некий беззаконный»...

ambrosiСвятитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. По окончании курса юридических наук он был назначен наместником областей Лигурии и Эмилии, а жил в Медиолане (современный Милан, Италия). В 374 году здесь же он был избран народом и затем рукоположен в епископа. Первым делом после посвящения он раздал бедным свое имущество. Потом стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Только после этого он выступил на поприще архипастырской деятельности.

Святой Амвросий отстаивал единство Церкви, энергично противодействовал распространению различных ересей, активно боролся с идолопоклонством. По его настоянию из императорского титула было вычеркнуто языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие на слушателей. Для него не было различия между царем и простолюдином. Так, святитель наложил на императора Феодосия I суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни и не допустил его в храм, сказав: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии».

Строгость сочеталась у епископа Амвросия с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, он многих исцелил от болезней, а во Флоренции воскресил умершего мальчика.

В 387 г. под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин, ставший потом епископом Иппонийским и значительнейшим богословом Западной Церкви.

Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В своих догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, Таинствах и покаянии, в сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения перед языческим.

Кроме того, святитель Амвросий явился преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви так называемое антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как «амвросианский напев», оставил после себя около 30 гимнов. Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим», составленный в 386 году, вошел в богослужение Православной Церкви и исполняется до сих пор.

Последние годы жизни святитель провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году. Погребен он был в базилике, получившей наименование Амвросиевой в Медиолане.

nikolМного великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым - прозрение, хромым - хождение, глухим - слух, немым - дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь.