Календарь

grekПреподобный Максим Грек вошёл в русскую историю не только как великий подвижник и святой, но и как выдающийся писатель и публицист. Его имя в миру было Михаил Триволис. Он родился в Греции и принадлежал к знатному византийскому роду. Один из его предков носил сан Константинопольского патриарха.

Два года преподобный Максим пробыл в католическом монастыре, но затем круто переменил свою жизнь. В 1504 году он принимает пострижение на Афоне в Ватопедском монастыре и погружается в чтение трудов святых отцов. Его любимой книгой становится «Точное изложение Православной веры» святого Иоанна Дамаскина. Впоследствии на Афоне появляются первые собственные сочинения инока Максима.

В 1515 году великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой на время прислать ему искусного переводчика книг. Выбор пал на преподобного Максима. В Москве преподобный жил в Кремлёвском Чудовом монастыре. Закончив работу над Толковой Псалтирью, преподобный Максим захотел вернуться домой, но московские власти отказывали ему в этом, ссылаясь на необходимость новых переводов. Гораздо позднее афонский старец узнал, что не выпускали его ещё по одной причине: «Ты здесь уведал наше доброе и лихая, и ... там пришед всё сказывати». Так он остался в России.

Преподобный Максим продолжал заниматься переводами, выучил русский язык. Вокруг него собрался кружок образованных и влиятельных при дворе лиц. Содержание их бесед и высказывания учёного грека стали известны и за пределами Чудова монастыря. Многие его суждения, несмотря на их очевидную справедливость, вызывали недовольство русских иерархов и ревнителей старины. Преподобный Максим говорил о приверженности русских к обрядовой стороне вероучения, о непонимании ими основных истин Православия, о многочисленных суевериях, о множестве ошибок и нелепостей в русских книгах.

В конце концов недоброжелатели нашли повод, чтобы обвинить преподобного в еретичестве и сослать в Иосифо-Волоколамский монастырь, где преподобный Максим провёл шесть лет в тесной, сырой и смрадной келье, мучаясь от голода и холода. Затем старца перевели в Тверской отрочь монастырь, где он продолжает писать и начинает составлять сборник своих сочинений.
В царствование Иоанна Грозного отношение к преподобному Максиму изменилось. Его вновь окружали почёт и уважение. Жить преподобный стал в Троице-Сергиевом монастыре. До конца своей жизни он продолжал говорить правду сильным мира сего. Когда после взятия Казани царь отправился на богомолье, старец, которого он посетил по дороге, посоветовал ему больше печься о вдовах и сиротах, чем ездить по обителям.

Преставился преподобный Максим в 1556 году и почитание святого началось почти сразу же после его смерти. У гроба преподобного совершаются чудеса, исцеляются больные. В день открытия мощей у гроба святого исцелилось 16 человек.
В 1988 году, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвящённом тысячелетию Крещения Руси, преподобный Максим Грек был причислен к лику святых.

efimПреподобный Евфимий был родом из армянского города Мелитины. Происходил от богатых и знатных родителей и был поздним, вымоленным ребенком. Отданный матерью во исполнение обета в церковь и воспитанный Мелитинским епископом Отрием, Евфимий был поставлен чтецом, а затем принял монашество и был рукоположен в священники.

Пробыв некоторое время в должности управителя всеми городскими монастырями и тяготясь этим, преподобный на 30-м году жизни тайно ушел из города и удалился в Фаранскую Лавру, где в пустой уединенной хижине началась его отшельническая жизнь. Рядом с ним подвизался преподобный Феоктист. Вдвоем они ушли еще дальше, в Кутилийскую пустыню (недалеко от Иерихона), поселившись в горах в пещере. Но вскоре Господь открыл тайну их уединения; сначала на них набрели пастухи, затем стали стекаться иноки – сложилось монашеское общежитие, в котором управлять стал преподобный Феоктист, а духовником был преподобный Евфимий, которому Господь даровал прозорливость и возможность исцелять. Исцелив сына арабского военачальника, преподобный обратил его и вместе с ним множество арабов в христианство.

Желая уединения и сменив несколько мест, преподобный поселился в пустыне Зиф, где основал новый монастырь. Во времена подвижничества преподобного состоялись III и IV Вселенские Соборы, обличавшие ереси Нестория и Диоскора, отрицавших один Божественную, другой – человеческую природу Христа. Преподобный принял исповедание Соборов, признал их православными, и многие пустынники, находившиеся в заблуждении, под его влиянием отреклись от несторианства и монофизитства.
Скончался преподобный Евфимий в возрасте 97 лет в 473 г. Время кончины ему было открыто за несколько дней, и преподобный благословил и напутствовал братию прежде всего приобретать любовь и смирение.
Из обстоятельств кончины преподобного Евфимия мы видим, что Господь открыл ему время его отшествия. Только редкие и великие угодники Божии удостаиваются знать это. Другим же того не дано. Почему же Господь скрывает от нас час смерти?
Во-первых, для того, чтобы мы постоянно следили за собой, были внимательны к своим поступкам, словам и помышлениям. "Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Мф. 25, 13).

Во-вторых, для того, чтобы мы не откладывали со дня на день доброделания и самоисправления. Будет ли человек постоянно напрягать свои силы в борьбе со злом, займется ли немедленно своим исправлением, если будет знать, что конец его жизни еще очень далеко? Не возникнет ли у него такая мысль: "Успею еще запастись добрыми делами, успею еще посвятить себя подвигам исправления. Вот приблизится смерть, тогда и начну, а пока можно пожить в свое удовольствие"?

Кто-то скажет: "А почему бы и нет? Почему, действительно, нельзя сделать так?". Но можем ли мы поручиться, что под конец жизни найдем в себе силы исправиться, сможем украсить себя добродетелями? "Кости нечестивого наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах" (Иов. 20, 11), - говорит праведный Иов. Таким образом, ежеминутно и неустанно должны заботиться мы о своем спасении, не надеясь на день завтрашний и послезавтрашний.

Наконец, Господь не открывает нам день нашей кончины еще и для того, чтобы наша свобода всегда была неприкосновенной и, чтобы не была отнята ценность у нашей добродетели. И, действительно, если бы вдруг мы узнали, что через месяц нам предстоит расстаться с этим светом, то, конечно, поспешили бы посвятить все эти тридцать дней на приготовление к смерти, на творение добрых дел и т.д. Но разве, по сути, это не принуждение? Разве не будут эти добрые дела лишь плодом страха? Бог же любит только доброхотных дателей. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви" (1 Ин. 4, 18). Таким образом, без благого произволения нашего духа, наше приготовление не имело бы высокой цены. Господь скрыл от нас час смерти, и наше доброе дело остается делом свободы, любви к добру; только тогда в очах Божиих становится оно достойным полной награды. "Блажен тот раб, которого господин пришед найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его" (Мф. 24, 46-47).

Православная газета

Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот.

fillipПечальник земли Русской, первый из наших иерархов принял мученический венец "за христианы и за имя Христово", дерзнув восстать святительской властью на произвол и казни опричнины.
Весь его земной путь овеян величием и красотой подвига, от юных лет (родился 11 февраля 1507 г.) освящен духовными исканиями, когда он, Федор Колычев, еще жил в блеске двора. Тайно ушел из Москвы. Затем – годы подвижничества на Студеном море, в Соловецком монастыре, который он за восемнадцать лет игуменства привел к состоянию, навсегда закрепившему за ним славу одной из величайших святынь Руси.


26 июня 1556 г. под торжественный звон колоколов и радостные крики народа, уповавшего на инока-пустынника, "усмыряюща лютость царя", в Москве принял святительство. "Боже сил! ... Да воссияет лицо Твое, и спасемся", - укреплял во времена опричного разгула святитель свою несчастную паству. Принародно в Успенском соборе обличал Ивана Грозного: "Ни по одежде, ни по делам не видно Государя!".
В рубище на дровнях везли владыку в заточение в тверской Отроч монастырь, а он поднимал, закованные в цепи руки, и благословлял православных: "Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!". Царь не смог сломить духа святителя Христова и, страшась, подослал к нему Малюту Скуратова, который 9 января 1569 г. задушил святого узника.


В день памяти святителя Филиппа, задумаемся о значении для нас пастырского благословения.
Все мы, православные, должны дорожить благословением своих пастырей, получивших право благословлять от Самого Господа Иисуса Христа, Который при Вознесении, окруженный верными Своими учениками, "подняв руки Свои, благословил их" (Лук. 24, 50), а в их лице - и всех верующих, всегда и повсюду. Вознесся Он "никакоже отлучаяйся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Его: Аз есмь с вами, и никтоже на вы".


На этом обещании утверждается сила священнического благословения. Оно, если принимается с верой, приносит благословляемым духовную пользу и защиту от напастей. Как спит младенец спокойным сном под осенением благословляющей матери, так и душа верующего успокаивается и ободряется благословением Церкви, через служителя алтаря Господня. Священническое благословение святитель Иоанн Златоуст называет "оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон, и непобедимым".


И, действительно, не только в делах важных и предприятиях, сопряженных с трудностями и опасностями, благословение духовных лиц содействовало успеху, но и в обычных житейских занятиях являло иногда удивительную силу. В монастыре святого Венедикта строили здание. Нужно было поднять большой камень, но рабочим, несмотря на все усилия, не удавалось это сделать. Тогда они пригласили преподобного игумена и, когда он, сотворив молитву, благословил, подняли камень так легко, как будто он совсем не имел веса.


Кто-то скажет, что такая сила благословения есть только у святых, а обычное священническое благословение ничего такого чудесного нам в жизни не показывает. Таким сомневающимся не следует забывать, что "уверовавших... будут сопровождать... знамения" (Мк. 16, 17). Какой могут ожидать пользы для себя те, кто подходят к священнику под благословение из одного лишь приличия, только потому, что так принято, а не потому, что он есть орудие Божией благодати? Каков бы ни был священник, он совершает дело Божие, на которое поставлен свыше. Поэтому, подходя под благословение, не будем сомневаться в его силе, не будем думать о достоинствах и недостатках священника, а будем стараться очищать свою душу, если действительно ищет она принятия духовного дара, принятия благодати.

soborpredtechiВ Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.

altГосподь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: ''Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?'' Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы ''исполнить всякую правду'' – т. е. исполнить закон, ''водами погребсти человеческий грех'', освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: ''Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение'' (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).

Православный календарь www.days.ru


Традиции и правила нашей Церкви

День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения Господня (19 января), именуется Крещенским сочельником. Так же, как и сочельник Рождественский, это – день строгого поста, которым заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова. В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого, читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, в них прообразовательно говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия. Так же, как и в сам праздник Крещения, в храмах совершается особый чин – великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:" …ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества".

altПраздник Обрезания обычно проходит незаметно. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение — как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам?

makСвятой Макарий, в миру Михаил, родился в Москве, в семье, многие поколения которой были связаны с Церковью. Отринув мир, Михаил принял постриг в обители преподобного Пафнутия Боровского, в которой был пострижен во иночество и возведен в сан священика. В 1523 году святой Макарий был назначен настоятелем Лужецкого Ферапонтова монастыря, а в 1526 году он был хиротонисан на архиепископскую кафедру Новгорода Великого. Святой Макарий имел особое попечение о книжном учении, стараясь ставить на священные степени только грамотных кандидатов.

iosifВ первом браке у праведного Иосифа было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Как отметил настоятель псковского храма Успения Божией Матери священник Виталий Скнар: "Святой Иосиф после смерти жены Саломии вел чистую и праведную жизнь, что и привело к тому, что он сподобился послужить тайне спасения человечества, стать приемным отцом Господа нашего Иисуса Христа.

0108На следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя.

Это собрание верующих было названо собором Пресвятой Богородицы.

В празднование Собора вспоминается память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.