Календарь

obretmosheМощи преподобного Сергия († 1392; память 25 сентября/8 октября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память 17/30 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.

В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода.

При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

lukaСвятитель Лука, архиепископ Симферопольский, известен в миру, как Валентин Феликсович Воино-Ясенецкий. Жизнь этого человека выпала на бурный и полный трагическими событиями XX век. Он практически был нашим современником и потому он более близок для понимания того, что представляет из себя христианский путь. Святитель Лука был выдающимся ученым, хирургом и архиереем Русской Православной Церкви. Он разделил с народом тяготы всех войн, выпавших на долю нашей Родины в первой половине XX века. Начался этот путь с русско-японской войны. Воино-Ясенецкий заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного креста в городе Чите. Здесь он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и они обвенчались в читинской Михайло-Архангельской церкви.

Работая в военных госпиталях, сельских и городских больницах и клиниках, будущий святой спас от смерти множество людей. Под его хирургическим ножом не умер ни один человек. Работа практического хирурга сочеталась с огромной Фундаментальной научной работой. Он стал автором ряда классических научных трудов по медицине. Своими трудами святитель Лука наглядно опровергает атеистический миф о несовместимости науки и религии, веры и знания.

Свой священнический путь он начинает в 1921 году после смерти жены. Через два года Валентин Феликсович принимает монашеский постриг с именем Луки в честь святого апостола и евангелиста. И в этот же год был возведен в епископский сан. Через десять дней последовал арест. С небольшими перерывами Воино-Ясенецкий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках около десяти лет. Но всегда и везде в самых невыносимых условиях он оставался верен своему долгу священнослужителя, врача и ученого нести любовь и милосердия всякому страдающему человеку. Тюремные мытарства закончились в годы Великой Отечественной, когда святитель Лука был востребован как выдающийся врач, хирург, для работы в военных госпиталях города Красноярска. Подвижническая церковь Луки Воино-Ясенецкого была высоко отмечена государством и церковью. В 1946 году ему была присуждена Сталинская премия.

Послевоенные годы по преимуществу были посвящены архипастырскому служению. Но и они были непростыми в обстановке официального атеизма. Последние три года жизни архиепископу Луке пришлось преодолевать и тяжелый телесный недуг. Он полностью ослеп. Но и в таком состоянии он продолжал управлять Симферопольской епархией и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.

Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в день Всех Святых в земле Российской просиявших, а в мае 1996 года он был прославлен в лике святых как святитель и исповедник веры.

ПРАЗДНИК в храме Святой Троицы с. Конобеево.

predtechaТретье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 - 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 - 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

bogoslovСвятой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии  дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн
был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн ? Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), ? возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 (21) мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» ? вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел ? символ высокого парения Богословской мысли ? иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

georgВеликомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

iverskayaИверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот Китай-города. Святой образ был сначала помещен в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверской обители на Афоне, а затем перенесен в Успенский собор Кремля.

В 1654 году святая икона сопровождала русские войска в их походе против польского короля, а по возвращении в Москву оказалась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.

Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами (сведения об иконе помещены также 12 февраля).

Празднование Ф. 12; Окт. 13 и во вторник Светлой седмицы

grigorpapaСвятитель Григорий Двоеслов, папа Римский, родился в Риме около 540 года. Дедом его был Папа Феликс, его мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана также причислены Римской Церковью к лику святых. Получив блестящее светское образование, он достиг высоких государственных должностей. Ведя Богоугодную жизнь, он всей душой стремился к монашеству. После смерти отца святой Григорий истратил все свое состояние на устройство шести монастырей.

dergavnayaДержавная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в селе Коломенском близ Москвы. Отец Николай Лихачев по просьбе крестьянки Евдокии Адриановой занялся вместе с ней поисками иконы Божией Матери. Адрианова явилась из деревни Перервы Боровицкого уезда Жирошкинской волости. Ей несколько раз во сне было указано идти в село Коломенское для обретения иконы Божией Матери.

Киево-Печерская Лавра, первый монастырь на Руси, была основана прп. Антонием Киево-Печерским в начале ХI в. Ныне в ней почивают нетленно мощи десятков святых иноков-учеников и сподвижников прп. Антония. Преподобные отцы Киево-Печерской Лавры - покровители монашествующих и помощники всем православным христианам в скорбях и обстояниях. К ним прибегают за исцелением в тяжелых недугах, за помощью во время голода и бедствий, за защитой в борьбе со страстями, за поддержкой в различных делах. Божьей милостью наш храм обрел святыню - крест-мощевик с частицами мощей 12 угодников Божиих.

Преподобный Григорий, затворник, чудотворец подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV в. Прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием - вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги он сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеление. Память его 8 января. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный отец наш Ахилла диакон, возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергшись мира, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Приняв на себя ангельский образ, он проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников. Ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи. Зелие же употреблял он весьма редко, и то в малом количестве. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю. За такую постническую жизнь Господь сподобил его вечного блаженства со святыми. Память его празднуется 4 января. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Игнатий, Архимандрит Печерский от юности соблюдал себя в чистоте и непорочности. Принявши на себя иноческий чин, святой своей жизнью, кротостью и любовью ко всем он обратил на себя взоры всех. Братия по монашеству так любила и уважала его, что единогласно избрала его настоятелем, руководителем и пастырем иночествующих в Печерской обители. Но святой Игнатий, будучи выше других саном, не ослабевал в подвигах монашеских. Напротив, он превосходил братию и добродетелями - постом, молитвой и смирением. Его усердные молитвы и священнослужения чудотворно действовали на других. Болящие исцелялись его молитвой и даже одним вкушением просфоры, на которой он священнодействовал. Велика сила добродетельной святой жизни! Велика сила благоговейных священнодействий и веры, с которою пронимаются святые просфоры! Достигши старости, преподобный Игнатий отошел ко Господу. Память его 20 декабря. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Вениамин жил в ХIVв. в мирской своей жизни был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: погубиши вся глаголющая лжу,- и в тот час, относя эти слова к себе, сказал: если Господь Бог погубит глаголящих лжу, - то погубит и купцов ложных, а кто из купцов может сказать, что он никогда не говорил лжи? Потом в другой раз услышал он Евангельское слово: неудобь богати в Царствие Божие внидут. Размышляя об этом мзречении Господа, он решился раздать все свое имение нищим и на благоустроение храмов Божиих. А сам присоединился к нищим в духе преподобным отцам Печерским, и, сделавшись иноком, угождал Господу Богу до конца своей жизни постом, молитвой, нищетой и послушанием. Достигши блаженной кончины, он перешел от земли на небо к подвигоположнику Христу, получив от Него венец и мзду вечной награды. Память его 13 октября. Погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Евфимий, схимник Печерский (ХIVв.), жил чисто и безмолвно и подражал иноческим добродетелям преподобных. Часто с великим благоговением приносил он бескровную жертву и своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем ни о чем не беседовал. Открывая уста только для Богослужения и молитвы. Питался иеросхимонах- молчальник одними травами. И ныне пищей райской неоскудно наслаждается и с Ангелами немолчно славословит Бога и молится о нас. Память его 20 января. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Сергий Печерский, Послушливый подвизался в ХII-XIIIвв. Его наименование показывает отличительные подвиги его жития: отречение от своей воли и совершенное послушание настоятелю. Память его 28 сентября и 7 октября. Нетленные мощи святого почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.

Преподобный Пимен, постник Печерский, подвизался в Дальних пещерах. Он имел такую благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполняя монастырское послушание, никогда не ослабевал от трудов и поста. Днем он молол муку в жерновах, носил на себе дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах. За такие труды сподобился получить вечное блаженство. Был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1132 по 1141г. Память его 7 августа. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Агафон Печерский, чудотворец, по имени своему (благой), имел и житие благое, исполненное многих добродетелей. Зная, что род человеческий лишился рая через снедь и невоздержание и что вновь входит в него постом, он отверг мирскую и суетную жизнь, и избрал жизнь постническую. Крепко подвизаясь против невидимых врагов, он победил все козни, все искушения и все стрелы разженные: греховные вожделения плоти, нечистые желания сердца, мрачные и тревожные мысли, и приобрел спокойствие души, духовное просвещение ума и сердца, чистое созерцание духовного мира - Бога, Ангелов, будущего блаженства праведных, ясное познание истинного пути добродетелей, дар невозмутимой молитвы, целебные благодатные силы и дар пророчества. По словам древней надписи над его гробом, преподобный Агафон был совершенный угодник Божий, яко пророк будущая возвещая; яко врач, возложением рук своих немощные исцеляя; яко свят, в небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребывая. Провидев заранее кончину свою, он переселился ко Господу. Память его празднуется 20 февраля. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Лаврентий Печерский, затворник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в ХIII-XIV в. Возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом. Чего он и достиг, переселившись душою на небо, а нетленное тело оставив в пещере. Память его 20 января. Его мощи почивают в Дальних (Феодосииевых) пещерах.

Преподобный Дионисий, священник и затворник Печерский. Об этом святом отце упоминается в Патерике Печерском, в сказании о чуде, бывшем в пещере на святую Пасху 1463 года, именно говорится следующее: при благочестивейшем Киевском князе, Симеоне Александровиче Олельковиче, и брате его, князе Михаиле, и приблаженном архимандрите Николае, управлял пещерой некто из братий священноинок Дионисий, называемый Щепа. Он вошел на Великий День святой Пасхи в пещеру преподобного Антония, чтобы покадить тела усопших святых. Придя на место, называемое общиной, или трапезой, и покадивши, он сказал: "Святые отцы и братие! Сегодня есть Великий День, Христос воскресе!" И тотчас отвечал ему от всех святых голос, как гром: "Воистину воскресе!" После такого чуда блаженный Дионисий остальное время своей жизни провел в затворе и, угодив Богу совершенно, по смерти причтен Им к лику святых. Память его 3 октября. Погребен в Дальних пещерах.

Преподобный Лукиан Печерский, священномученик. На одной древней доске с иконой святого написано, что "Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года". Память его 15 октября. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Меркурий Печерский подвизался в Дальних пещерах в ХIV веке, был строгим постником. При жизни преподобный Меркурий был соединен глубокой духовной любовью с преподобным Паисием, и по смерти они были положены в один гроб. Память его совершается 4 ноября. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Общая память Собора всех преподобных Киево-Печерских совершается во 2-ю Неделю Великого поста.

Общая память Собора всех преподобных, почивающих в Ближних пещерах совершается 28 сентября ст. ст.

Общая память Собора всех преподобных, почивающих в Дальних пещерах совершается 28 августа ст. ст.

Молитвами святых угодников Твоих, Антония и Феодосия, и прочих чудотворцев Печерских, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас, аминь.

varsonofiiВеликий и Божественный Отец Варсануфий родился в Египте… Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и, видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: "видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, - наследники царствия небесного". И сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, Св. Варсануфий удалился на духовный подвиг…

Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель Аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия…

…Вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: "отчего я не всегда в таком состоянии", ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную…

С течением же времени, омывая себя всегдашними слезами, Блаженный так очистил сердце свое не только от телесных, но и от душевных страстей: самомнения, тщеславия, человекоугодия, лукавства и других подобных, еще глубже сокрытых в сердце, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святого Духа…

…Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему Отцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие Преподобного Иоанна, инока Св. Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Oн знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь со словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли… (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от Царя поставить на Газский престол недостойного Епископа, что хотя сей Епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого. И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти Царя, и все надежды и замыслы Епископа разрушились…

Сердобольный не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братий соделал Богоносными... И Cтapeц не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине Богоносными и Духоносными. Так и Серида, игумена обители, Великий Старец просветил своею молитвою и отверз ему ум - постигать неудобопонятное (отв. 10). И на Преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святого, чтобы укрепить его в терпении и благодарении… Иногда Старец брал на себя половину грехов некоторых (ближних), иногда и всю тяготу их (отв. 163, 164 и 236)… Души некоторых умирающих Великий Старец предавал Святой и Животворящей Троице и, при восхождении их на небо, освобождал от демонских нападений…

Когда же Божественный Варсануфий достигнул такого совершенства, то получил столь великое дерзновение к Богу, что один мог умолить Бога о несчетном множестве людей, и прошение его не было отвергаемо (см. отв. 110). Посему, когда во время (жизни) сего Божественного Отца великий гнев (Божий) постиг весь мир, и безмолвствовавшие в том общежитии Отцы просили Святого Старца сотворить молитвы к Богу, дабы прекратился гнев Его, он отвечал, что три совершенных мужа умоляют Бога за весь мир, и одним из сих трех был сам Великий Варсануфий...

…Однако столь великие дарования и совоспитаны были в нем с такими искушениями, каковых многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их... Равно и великим болезням подвергался преблаженный, но переносил их с такою доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего…

Жил же сей Святой в VI веке, во времена Царя Юстиниана, до 600 лет по Р. X., и в течение целых пятидесяти лет и более ни один человек не видал его, ибо он заключил себя в весьма малой келлии, как бы в некоем гробе, и в течение сего времени не вкушал никакой иной пищи, кроме хлеба и воды. Когда же слух обо всем этом дошел до Евстохия, тогдашнего Пaтриapxa Иерусалимского, он не поверил сему и пожелал лично видеть (Святого Варсануфия); для чего, взяв с собою некоторых людей, он привел их на место затвора Преподобного, и, когда они покушались подкопать стену и войти внутрь келии, внезапно вырвавшийся оттуда огонь едва не попалил самого Евстохия и всех бывших с ним…

Один брат, не веря (что Старец жив), говорил, что Варсануфия нет в затворе, но что (игумен) Серид вымышляет cиe и дает ответы вместо него сам; посему-то Святый отнесся к неверующему (посланием), предстал ему (лично) и умыл ноги, как ему, так и другим братиям, случившимся там, и таким образом (брат) тот уверовал, и все прославили Бога…

Другой Старец, Преподобный Иоанн, проходил такое же безмолвное житие, как и Варсануфий, и сподобился таких же, как и он, дарований Духа, особенно же и по преимуществу дарования прозорливости и пророчества, почему и именовался Пророком. Посему-то Великий Варсануфий одному человеку, который вопросил сперва Божественного Иоанна и, получив от него ответ, вопросил о том же и самого Варсануфия, сказал: "Бог Варсануфия и Иоанна один"…

Откуда был родом и пришел сюда Преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии Великого Варсануфия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221) Никто не видал, чтобы он когда-либо улыбался или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн...

Сей Преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: "в седминах (через семь лет после - составители) Аввы Серида я скончаюсь. Если бы Авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более" (отв. 221). Но так как Авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял Божественного Иоанна: "хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им"; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: "хорошо, я останусь с тобою еще на две недели" И Авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся управления общежитием. По окончании же двух недель, Преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

Когда же скончался Преподобный Иоанн, то и Святой Варсануфий умолк совершенно и более не давал никому ответов…