Календарь

Пimitriipriluckреподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в ХV столетии почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

InnokentiyIrkutskСвятитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине ХVI века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия.

В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота.

В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры.

14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам.

Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность – все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы – монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение». Второй день памяти святителя – 9 февраля.

Великий пост, который еще называют Святой Четыредесятницей, установлен в память о сорокадневном посте Господа Иисуса Христа в пустыне, перед Его выходом на проповедь Евангелия. Весь Великий пост является самым строгим в православии, но даже в нем Церковь выделяет наиболее строгие недели – первую и Страстную.

varsonofiiВеликий и Божественный Отец Варсануфий родился в Египте… Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и, видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: "видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, - наследники царствия небесного". И сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, Св. Варсануфий удалился на духовный подвиг…

Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель Аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия…

…Вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: "отчего я не всегда в таком состоянии", ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную…

С течением же времени, омывая себя всегдашними слезами, Блаженный так очистил сердце свое не только от телесных, но и от душевных страстей: самомнения, тщеславия, человекоугодия, лукавства и других подобных, еще глубже сокрытых в сердце, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святого Духа…

…Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему Отцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие Преподобного Иоанна, инока Св. Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Oн знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь со словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли… (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от Царя поставить на Газский престол недостойного Епископа, что хотя сей Епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого. И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти Царя, и все надежды и замыслы Епископа разрушились…

Сердобольный не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братий соделал Богоносными... И Cтapeц не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине Богоносными и Духоносными. Так и Серида, игумена обители, Великий Старец просветил своею молитвою и отверз ему ум - постигать неудобопонятное (отв. 10). И на Преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святого, чтобы укрепить его в терпении и благодарении… Иногда Старец брал на себя половину грехов некоторых (ближних), иногда и всю тяготу их (отв. 163, 164 и 236)… Души некоторых умирающих Великий Старец предавал Святой и Животворящей Троице и, при восхождении их на небо, освобождал от демонских нападений…

Когда же Божественный Варсануфий достигнул такого совершенства, то получил столь великое дерзновение к Богу, что один мог умолить Бога о несчетном множестве людей, и прошение его не было отвергаемо (см. отв. 110). Посему, когда во время (жизни) сего Божественного Отца великий гнев (Божий) постиг весь мир, и безмолвствовавшие в том общежитии Отцы просили Святого Старца сотворить молитвы к Богу, дабы прекратился гнев Его, он отвечал, что три совершенных мужа умоляют Бога за весь мир, и одним из сих трех был сам Великий Варсануфий...

…Однако столь великие дарования и совоспитаны были в нем с такими искушениями, каковых многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их... Равно и великим болезням подвергался преблаженный, но переносил их с такою доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего…

Жил же сей Святой в VI веке, во времена Царя Юстиниана, до 600 лет по Р. X., и в течение целых пятидесяти лет и более ни один человек не видал его, ибо он заключил себя в весьма малой келлии, как бы в некоем гробе, и в течение сего времени не вкушал никакой иной пищи, кроме хлеба и воды. Когда же слух обо всем этом дошел до Евстохия, тогдашнего Пaтриapxa Иерусалимского, он не поверил сему и пожелал лично видеть (Святого Варсануфия); для чего, взяв с собою некоторых людей, он привел их на место затвора Преподобного, и, когда они покушались подкопать стену и войти внутрь келии, внезапно вырвавшийся оттуда огонь едва не попалил самого Евстохия и всех бывших с ним…

Один брат, не веря (что Старец жив), говорил, что Варсануфия нет в затворе, но что (игумен) Серид вымышляет cиe и дает ответы вместо него сам; посему-то Святый отнесся к неверующему (посланием), предстал ему (лично) и умыл ноги, как ему, так и другим братиям, случившимся там, и таким образом (брат) тот уверовал, и все прославили Бога…

Другой Старец, Преподобный Иоанн, проходил такое же безмолвное житие, как и Варсануфий, и сподобился таких же, как и он, дарований Духа, особенно же и по преимуществу дарования прозорливости и пророчества, почему и именовался Пророком. Посему-то Великий Варсануфий одному человеку, который вопросил сперва Божественного Иоанна и, получив от него ответ, вопросил о том же и самого Варсануфия, сказал: "Бог Варсануфия и Иоанна один"…

Откуда был родом и пришел сюда Преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии Великого Варсануфия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221) Никто не видал, чтобы он когда-либо улыбался или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн...

Сей Преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: "в седминах (через семь лет после - составители) Аввы Серида я скончаюсь. Если бы Авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более" (отв. 221). Но так как Авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял Божественного Иоанна: "хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им"; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: "хорошо, я останусь с тобою еще на две недели" И Авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся управления общежитием. По окончании же двух недель, Преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

Когда же скончался Преподобный Иоанн, то и Святой Варсануфий умолк совершенно и более не давал никому ответов…

FeodosiiСвятитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов ХVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов ХVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем иегумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий Дзик, которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: все свободное от занятий время он отдавал молитве, Богомыслию и чтению Священного Писания.

Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: «Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».

По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая) (мирское имя его неизвестно).

Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году – настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители – иеромонаха Иова (Опалинского).

В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение.

Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его «овцой стада Христова, научившейся покорности», и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на Небесах. Когда в 1679 году Преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию Преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало) (будущий митрополит Ростовский), святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от Преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.

Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. С этой целью он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года – величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. Но недолго святитель Феодосий окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 5 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. Особое благодатное дарование, которое стяжал святитель Феодосий, засвидетельствовано его подвижнической жизнью и сокровенной помощью всем, возносившим ему молитвы.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.

georg1Святой благоверный князь Георгий (Юрий) был сыном Великого князя Всеволода, по прозванию Большое Гнездо. Он родился в 1189 году. На Владимирский Великокняжеский Престол вступил в 1212 году. Отличался воинской доблестью и благочестием. В 1221 году князь основал Нижний Новгород.

В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын - Владимир - был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками на север, чтобы соединиться с другими князьями.

Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли - Владимир - пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, Великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. Молитва его была услышана: 4 марта 1238 года в битве на реке Сити татары разбили немногочисленную и мужественную дружину Великого Князя. В этом бою пал мученической смертью и святой князь Георгий - ему была отсечена голова.

Тело благоверного князя обнаружил епископ Кирилл, с благоговением перенесший его в Ростов. Там, при великом плаче всего народа, Великого князя похоронили в соборном, храме. Через некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу. Через два года гроб с телом князя был с большой торжественностью перенесен во Владимирский Успенский собор, а в 1645 году, после обретения его нетленных мощей, состоялось церковное прославление святого. Честные мощи князя Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим Патриархом Иосифом.

Впервые после революции 1917 года память основателя Нижнего Новгорода Нижегородская епархия и власти города и области широко отметили в феврале 2005 года, а день памяти св. благоверного Князя Георгия Всеволодовича стал в городе официальным праздником.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Вольского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиаконаИеродьякон, а 30 июня - в престольный праздник академического храма - в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате.

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, "тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи". Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: "Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию". Отец Николай был возведен в сан архимандритаАрхимандрит и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.

В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.

В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища - катихизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал "Церковный вестник". К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного содержания - вот средства, которые позволили Миссии добиться за короткий срок столь значительных результатов.

30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа. Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод Богослужебных книг, составил на японском языке особый православный Богословский словарь.

Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны. За свои подвижнические труды в эти тяжелые годы он был удостоен возведения в сан архиепископа.

В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катихизаторов.

3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостоловРавноапостольный, ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом.

ksenНищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение Блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякого зла покаянием.

О родителях, детстве и юности блаженной Ксении никаких сведений не сохранилось. Полагают, что родилась блаженная между 1719 и 1730 годами. Замуж она вышла за певчего придворного хора Андрея Фёдоровича Петрова. Блаженная Ксения знала, что такое семейное счастье – может быть поэтому так скоро она откликается на наши молитвы к ней о семье, о близких. Ксения Григорьевна и Андрей Фёдорович горячо любили друг друга истинно христианской любовью и свято хранили свой брак. Есть свидетельство, что прожили они вместе три с половиной года, после чего Андрей Фёдорович скоропостижно скончался.

Блаженная Ксения, которой тогда исполнилось 26 лет, была потрясена обстоятельствами ухода своего мужа из жизни, а именно тем, что он не успел приготовиться к смерти: исповедаться и причаститься. Она встает на путь юродства, принимает на себя труднейший христианский подвиг, чтобы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека, разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Блаженная Ксения отказывается от всего, что связывает её с прежней жизнью, даже от собственного имени. Она стала называть себя Андреем Фёдоровичем и прожила с этим именем всю жизнь. В день похорон мужа блаженная Ксения надела его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз, и в таком виде отправилась на кладбище.

Родственники посчитали, что молодая вдова тронулась рассудком, тем более, что она затем раздала всё своё имущество нищим, а дом подарила благочестивой знакомой. Доктора, обследовавшие блаженную Ксению, пришли к заключению, что она абсолютно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом как хочет.

Так начался великий подвиг блаженной Ксении. Она целыми днями бродила по городу в мужнином костюме, а когда он истрепался, стала носить красную кофту и зелёную юбку или, наоборот, зелёную кофту и красную юбку (это были цвета мундира мужа). Разговаривала она невразумительно, отличалась кротостью и незлобием, покорно сносила насмешки и глумления, которым особенно подвергали её уличные мальчишки. Взрослые жалели блаженную и охотно подавали ей милостыню, но она брала не у всех и только «царя на коне» - копейку с изображением святого Георгия Победоносца.

Вскоре началось строительство каменной церкви на Смоленском кладбище. Блаженная Ксения стала тайно помогать строителям: ночами она поднимала кирпичи на верх строящейся церкви и складывала на лесах.

По ночам блаженная Ксения часто исчезала из города. Она выходила в поле и там молилась, кладя поклоны на все четыре стороны света. И лишь изредка она останавливалась на ночлег у знакомых благочестивых людей.

Мало-помалу люди стали замечать в поступках блаженной нечто необычное. Если она заходила в какую-нибудь лавку и угощалась пряником, торговля шла отлично; если извозчик подвозил её хоть на несколько шагов – день сулил богатую выручку. Покачает блаженная Ксения плачущего ребёнка – он тотчас успокоится, а если ребёнок больной, то вскоре выздоровеет.

Блаженная Ксения обладала даром прозорливости. Она предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны и убийство законного наследника престола Иоанна Антоновича. Широко известен случай давней знакомой блаженной Ксении, Параскевы Антоновны, которой некогда она отдала свой дом. Блаженная сказала Параскеве, что Бог дал ей сына и послала её на Смоленское кладбище. Там женщина стала свидетельницей трагедии: извозчик сбил беременную женщину, которая тут же родила мальчика и скончалась. Параскева тут же взяла ребёнка, а затем, когда поиски его родных не увенчались успехом, усыновила. Впоследствии приёмный сын содержал свою мать до конца жизни.

В подвиге юродства блаженная Ксения провела 45 лет. Когда она преставилась, точно не известно, предположительно, в 1803 году: была погребена на Смоленском кладбище. Чудеса, которыми святая прославилась при жизни, продолжались и после её смерти. Мольбы многих людей, с верой приходящих к ней, исполнялись. Нередко блаженная Ксения являлась к больным и страждущим, поминающим в молитвах её имя, помогала и исцеляла. По свидетельству священников нигде не служилось столько панихид, сколько служилось на могиле блаженной Ксении.

В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит Алексий всенародно огласил перед часовней на Смоленском кладбище Деяния Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о причислении блаженной Ксении к лику святых.

Именно у часовни блаженной Ксении Петербургской особенно видно, что это истинно любимая народная святая. Уже почти 200 лет сюда приходят не только со всего Санкт-Петербурга, не только со всей России, но и со всего мира. Просят о детях, о работе, о жилье, о маленьком и большом, о важном и неважном. Молятся об избавлении от несчастий, об исцелении, о помощи в делах, о ходатайстве перед Господом. Самое удивительное – даже, казалось бы, маленькие ничтожные перед Богом просьбы находят отклик. Это ещё раз показывает – у Господа нет мелочей в отношении человека, сам человек, со всеми своими нуждами, великими и малыми, есть личность, которая достойна внимания Божия и, особо, покровительства святых. Блаженная Ксения, «ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение восклицаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

orthodox.etel.ru

timfesСвятой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году святым апостолом Павлом († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и Варнава посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян. 14, 6-12; 2 Тим. 1, 5).

Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: "Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях..." (2 Тим. 3, 10,11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4, 9).

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

Тропарь апостолу Тимофею
Тропарь, глас 4:

Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюл, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Тимофее, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Величание
Величаем тя, апостоле Христов Тимофее, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

grekПреподобный Максим Грек вошёл в русскую историю не только как великий подвижник и святой, но и как выдающийся писатель и публицист. Его имя в миру было Михаил Триволис. Он родился в Греции и принадлежал к знатному византийскому роду. Один из его предков носил сан Константинопольского патриарха.

Два года преподобный Максим пробыл в католическом монастыре, но затем круто переменил свою жизнь. В 1504 году он принимает пострижение на Афоне в Ватопедском монастыре и погружается в чтение трудов святых отцов. Его любимой книгой становится «Точное изложение Православной веры» святого Иоанна Дамаскина. Впоследствии на Афоне появляются первые собственные сочинения инока Максима.

В 1515 году великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой на время прислать ему искусного переводчика книг. Выбор пал на преподобного Максима. В Москве преподобный жил в Кремлёвском Чудовом монастыре. Закончив работу над Толковой Псалтирью, преподобный Максим захотел вернуться домой, но московские власти отказывали ему в этом, ссылаясь на необходимость новых переводов. Гораздо позднее афонский старец узнал, что не выпускали его ещё по одной причине: «Ты здесь уведал наше доброе и лихая, и ... там пришед всё сказывати». Так он остался в России.

Преподобный Максим продолжал заниматься переводами, выучил русский язык. Вокруг него собрался кружок образованных и влиятельных при дворе лиц. Содержание их бесед и высказывания учёного грека стали известны и за пределами Чудова монастыря. Многие его суждения, несмотря на их очевидную справедливость, вызывали недовольство русских иерархов и ревнителей старины. Преподобный Максим говорил о приверженности русских к обрядовой стороне вероучения, о непонимании ими основных истин Православия, о многочисленных суевериях, о множестве ошибок и нелепостей в русских книгах.

В конце концов недоброжелатели нашли повод, чтобы обвинить преподобного в еретичестве и сослать в Иосифо-Волоколамский монастырь, где преподобный Максим провёл шесть лет в тесной, сырой и смрадной келье, мучаясь от голода и холода. Затем старца перевели в Тверской отрочь монастырь, где он продолжает писать и начинает составлять сборник своих сочинений.
В царствование Иоанна Грозного отношение к преподобному Максиму изменилось. Его вновь окружали почёт и уважение. Жить преподобный стал в Троице-Сергиевом монастыре. До конца своей жизни он продолжал говорить правду сильным мира сего. Когда после взятия Казани царь отправился на богомолье, старец, которого он посетил по дороге, посоветовал ему больше печься о вдовах и сиротах, чем ездить по обителям.

Преставился преподобный Максим в 1556 году и почитание святого началось почти сразу же после его смерти. У гроба преподобного совершаются чудеса, исцеляются больные. В день открытия мощей у гроба святого исцелилось 16 человек.
В 1988 году, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвящённом тысячелетию Крещения Руси, преподобный Максим Грек был причислен к лику святых.