Главная

1 ноября в рамках акции «Согреем детские сердца» ответственные по социальному служению и благотворительности в 1-м и во 2-м Воскресенских благочиннических округах настоятель Иоанно-Златоустовского храма с. Новлянское протоиерей Евгений Егоров и настоятель Серафимовского храма с. Федино иерей Сергий Пчелинцев посетили отделение медико-социальной реабилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБУСО МО «КЦСОР «Воскресенский».

dimitrimoskovskСвятитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Тупало) родился в декабре 1651 года в местечке Макарово недалеко от Киева. Родители его были глубоко преданы Православной Церкви. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук.

В 1668 году Даниил принял монашество с именем Димитрий — в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Вскоре Димитрий был рукоположен в иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем).

Несколько лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максаковской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру.

Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для иеромонаха, а затем святителя Димитрия делом всей его жизни — с 1684 по 1705 год. Составление Четиих Миней требовало от иеромонаха Димитрия величайшего напряжения сил. Он обратился к широкому кругу источников, занимался исследованием и анализом их, закладывая тем самым фундамент отечественной научной агиографии.

Считая издание житий святых первостепенной задачей, иеромонах Димитрий одновременно строго исполнял другие церковные послушания, являясь поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск. Но через некоторое время, учитывая важность научного труда и слабое здоровье святителя, император отменил свой указ, и вскоре святитель Димитрий получил назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл в 1702 году.

Святитель Димитрий углубил и расширил поле своей деятельности. Он продолжал составление Четиих Миней, используя новые источники. Он положил много забот в дело образования в своей епархии, укрепляя единство Русской Православной Церкви, нарушившееся старообрядческим расколом. В аскетических творениях выдающегося иерарха, а также в его проповедях видится благодатный и мужественный подвижник — покровитель богословской науки.

Святитель Димитрий скончался пятидесяти семи лет от роду 28 октября [1] 1709 года. Погребение святителя состоялось 25 ноября в Зачатьевском соборе в Яковлевском Ростовском монастыре. Более сорока лет тело святителя Димитрия почивало под спудом. Когда разбирали ветхий пол Зачатьевского собора, под ним обнаружили гроб святого с нетленными мощами. Освидетельствование мощей и прославление святителя Димитрия Ростовского в лике святых совершилось 21 сентября 1757 года.

Информационно-аналитический портал
"Православие и современность"

Святой Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках(Салониках), тайного христианина. Когда умер отец, Димитрий уже достиг совершеннолетия и был назначен императором Максимианом проконсулом на место отца. Главная задача молодого стратега состояла в защите города от варваров и искоренения христианства. Среди угрожавших городу варваров были и славяне, охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове.

По преданию, родители Димитрия были славянами. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и вместо того, чтобы « предавать смерти каждого, кто призывает имя Распятого», как повелел император, исповедал перед всеми христианство и стал учить жителей города христианской вере. Составитель его жития Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник вторым апостолом Павлом, так как сам апостол основал здесь первую общину верующих. Вскоре императору донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов( племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту.
Император немедленно вызвал к себе Димитрия. Тот смело исповедал себя христианином, обличив суетность римского многобожия, и был заключен в темницу. Ночью Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя его в подвиге. Между тем император устроил гладиаторскую бойню, в которой его любимый силач, германец, сбрасывал на копья побежденных им христиан. Отважный юноша- христианин по имени Нестор пришел в темницу к своему наставнику и просил Димитрия благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия Нестор одолел свирепого германца и сбросил его с помоста на копья.

Разгневанный император приказал немедленно казнить Нестора, а благословившего его Димитрия заколоть копьями в тюрьме, что и было исполнено. Верный служитель Димитрия св.Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика и смочил в ней перстень. Этими святынями он стал исцелять больных. Император приказал схватить и умертвить его. Тело мученика Димитрия было брошено на съедение диким зверям, но солунские христиане тайно предали его земле.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия (582-602гг) авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VП века при раке св Димитрия начинается истечение благовонного мира, в связи с чем св. Димитрий получает именование Мироточивого. Св. Димитрий стал покровителем и защитником родных Фессалоник, когда к городу подступили варвары. Неоднократного славяне- язычники отступали от стен Солуни при виде грозного светлого юноши, обходившего стены. Может быть, поэтому имя св. Димитрия Солунского стало особо почитаемым после крещения Руси, и русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.

Сразу после Крещения Руси начинается церковное почитание св. Димитрия: в Киеве и Владимире строятся монастыри и церкви его имени. Чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого, была накануне Куликовской битвы торжественно перенесена из Владимира в Москву князем Димитрием Донским. В память воинов, павших на поле Куликовом, была установлена Димитриевская родительская суббота. И поныне воины, павшие за Отечество, поминаются верующими в этот день.

Седален, глас 4

«Память твоя, славнее мучениче Димитрие, уясни днесь Церковь Христову и вся собра песньми достойно восхваляти тя, Богомудре, яко истиннаго воина и врагов победителя. Темже мольбами твоими избави ны от искушений.»

Тропарь, глас 3:


Велика обреете в бедах тя поборника вселенная, стратотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святее Димитрие,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2:


Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим;/ того бо еси утверждение.

Молитва


Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Святому великомученику Димитрию Солунскому молятся при глазных болезнях.

День памяти св.вмч. Димитрия Православная Церковь отмечает 26 окт. по ст.ст ; 8 ноября по н.ст.

Материал подготовлен по книге «Жития святых».

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК в храме Во имя Димитрия Солунского с. Пласкинино

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674–1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы – и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 года и с тех пор «иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ "Всех скорбящих Радость"», – как говорится в сказании о первом произошедшем чуде от святой иконы. Особое почитание и благоговение питали к чудотворному образу представители царственного рода, знатные люди России – великая княгиня Наталия Алексеевна (сестра Петра I), императрица Елисавета Петровна, императрица Екатерина II, граф Шереметьев и др.

Кроме Московской, широко известны и почитаемы были иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находившиеся в Петербурге (с грошиками, явлена в 1888 году), Киеве (Киево-Печерской лавре), Кирсанове, Тобольске, Воронеже, Минске, Твери, Вологде, Нижнем Новгороде, Пскове и других городах.

На иконе Пресвятая Богородица изображена стоящей на возвышении в окружении ангелов и людей, над ней – изображение Спасителя.



iakovСвятой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева. От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, – словом, отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела на подобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни.