Главная

174348 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил вечернее богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасском храме поселка Андреевка Солнечногорского района.

У врат храма Владыку встречали благочинный церквей Солнечногорского округа священник Сергий Ванюков, настоятель храма иеромонах Николай (Летуновский) и глава городского поселения Андреевка В. К. Соломатин. Для совместной молитвы с архипастырем собралось множество богомольцев, которые могли погрузиться в неповторимую атмосферу Великого канона, торжественную и строгую, пробуждающую в душах покаянные чувства.

После богослужения архипастыря приветствовал иеромонах Николай (Летуновский): «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Дни святого и Великого поста очень назидательны для всякого христианина, поскольку в этот период мы под руководством Святой Церкви идем к Богу через покаяние, через сугубые молитвы, через исправление своей жизни. Особенно трогательны слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Здесь мы видим образы и из Ветхого Завета, и из Нового Завета, видим глубину падения, покаяние грешников и милосердие Божие к ним. Это дает нам возможность сравнить свою жизнь и свои дела с тем, что мы слышим.

Но и в эти покаянные дни Господь посылает нам утешение и показывает Свою любовь. И ваш визит, Владыка, в этот храм тому яркое свидетельство.

Позвольте мне от духовенства и прихожан храма сердечно поблагодарить вас за радость разделенной с вами совместной молитвы, которая будет всем нам утешением, поддержкой и вдохновением в оставшиеся дни святого поста. Просим, дорогой Владыка, ваших святых молитв и архипастырского благословения».

В своем слове митрополит Ювеналий сказал: «Дорогой отец благочинный, дорогой отец настоятель, всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры, дети, присутствующие здесь, я горячо и сердечно всех вас приветствую и рад, что на второй день первой недели Великого поста Господь привел меня посетить ваш храм и вместе с вами помолиться.

Время Великого поста — особое для нас, потому что оно дает нам время для размышления о нашей жизни, предрасполагает к покаянию, дает почувствовать, как близок к нам Господь и как мы, порой, далеко уходим от Него.

В минувшее воскресенье мы совершили первый шаг к тому, чтобы начать наш спасительный путь покаяния. Это было Прощеное воскресенье. Христос назидал нас, что нельзя просить прощения у Него, если мы непримиренные, если мы имеем на кого-то обиду, или на нас имеют такую обиду. Одновременно это и благословенное время, и это трудное время, когда люди, разобщенные враждой, видят после примирения друг в друге брата и сестру. И великая радость и утешение приходят тогда на сердце. Как камень тяжелый мы с сердца снимаем, когда заканчивается вражда между людьми, когда они примиряются. И вот после этого мы обращаем свой взор внутрь своей души и видим бездну грехов. А Святая Церковь за богослужениями помогает нам осмыслить свою жизнь.

Первые четыре дня первой седмицы Великого поста по вечерам за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Я часто думаю о том, что не все богомольцы, наверное, во всей полноте понимают глубоко поэтическое содержание тропарей канона. В них повествуется о ветхозаветных грешниках и праведниках. Много тут и примеров из нового Завета. Поэтому хочется пожелать, чтобы чаще обращали люди внимание к вечной Книге книг, Святой Библии, чтобы понять, как низко может пасть человек, и как близок Бог к каждому человеку кающемуся. Из Нового Завета особенно понятен один пример, яркий, который не может не запомниться на всю жизнь. Это падение одного из апостолов, Иуды, который ходил за Христом, был Его учеником, был свидетелем чудес Христовых, и испытывал на себе любовь своего Учителя. А он в сердце своем решил предать Господа, и совершил это, как вы знаете из Евангелия, пошел и спросил: „Что мне дадите, если вам Его предам“ (Мф. 26:15). И ему дали унизительную сумму — тридцать сребреников. Это была цена раба, ничтожные деньги. И он предал Христа, а потом увидел, что предал он кровь неповинную, и от отчаяния окончил свою жизнь самоубийством, повесившись.

Вот другой пример — святой апостол Петр. Он тоже с самого начала ходил за Христом, исповедовал Его, что Он Сын Бога Живого, и любил он своего Учителя, но оказался слаб. Когда увидел, что его Учитель оказался беззащитным, что Его взяли, связали, повели истязать, он по немощи своей перед прислужницей отрекся: „Я не знаю человека сего“ (Мк. 14:71). Отрекся от Него. И если по-человечески подумать, что тяжелее было, первое падение или второе, трудно сказать. И то, и другое тяжелое предательство и отречение. Однако, совсем не как Иуда поступил святой апостол Петр. Он, почувствовав и осознав свое падение, как сказано в Евангелии, горько плакал. Воскресший Христос явился ему, и как ни в чем не бывало, спросил: „Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?“. И тот отвечал на троекратный вопрос „любишь ли Меня?“: „Ты Господи знаешь, Ты все знаешь, что я люблю Тебя“. В ответ услышал: „Паси овцы Моя“ (Ин. 21:15–17). Мы знаем, что через это он был восстановлен среди учеников Христа и апостолов, и ему, как и другим апостолам, было дано нести слово Божие в мир.

Вот для нас два примера великих грехов, можно сказать, один тяжелее другого. Но как наглядно, что человек в грехе повязший, он уже забывает Бога, он страдает, он отчаивается и кончает жизнь самоубийством. Другой пример, когда на Бога надеется человек, на Его милосердие и Его любовь. Таких примеров мы много можем найти в святом Евангелии. Неслучайно, когда наступает одна из подготовительных недель к посту, на богослужении читается Евангелие о блудном сыне. Когда ушел из дома сын и прожил все имущество, которое получил от отца в наследство, и оборванный, голодный, возвращается к отцу, понимает, что он недостоин уже именоваться сыном, а хочет быть как один из наемников, из рабочих. И как замечательно в Евангелии сказано, что еще издали увидел его отец, и сын „мил ему бысть“ (Лк.15:20). Он пошел к нему навстречу, заключил его в свои объятья и не слушал даже слов покаяния, а велел одеть его в лучшие одежды. И вместе с ним ликовал, говорил всем: „Сын мой погиб и нашелся, был мертв и ожил“ (Лк.15:32).

Вот, дорогие братья и сестры, почему Церковь Христова призывает всех нас в период Великого поста к покаянию. Это не простые обряды, не простые обычаи, это призыв к изменению всего существа человеческого, всей жизни своей. И каяться никогда не поздно, когда бы человек ни пришел к Богу, в любом возрасте Господь ожидает нашего покаяния. И принимает нас как Петра кающегося и как блудного сына.

Я очень счастлив, что мы живем сейчас в такое время, когда остались позади тяжелые годы жизни Церкви, когда она лишена была возможности широко и открыто проповедовать слово Божие. Это особенно ощутимо сегодня в этом святом храме, когда мы видим много детей, которые не только отстояли богослужение, но которые, не все может быть, но многие, являются учащимися приходской воскресной школы. Эти дети будут счастливее людей старшего поколения, потому что они будут знать волю Божию, знать Христово учение и бояться греха, который приносит зло и вред и душе, и телу.

Я благодарю тебя, дорогой отец Николай, за твое слово. Хочу поблагодарить наше духовенство, которое ревностно осуществляет свое служение, и хочу вас, возлюбленные братья и сестры, горячо и сердечно поприветствовать. Рад, что в этот вечер вы предпочли для себя не веселье и отдых, а пришли на молитву в храм Божий. Я желаю вам искреннего покаяния в этот период, когда Церковь нас к этому призывает, желаю вам радости духовной, которая ничем не может быть заменена, никакими мирскими утехами. Здоровья вам желаю, и призываю на вас Божие благословение».

www.mepar.ru

03Традиционно празднично прошла широкая масленица в воскресной школе Введенской Церкви пос. Хорлово. Ребята пели частушки, водили хоровод, участвовали в веселых конкурсах. Русские народные костюмы и сам праздник помогли детям понять как встречали масленицу их прабабушки и прадедушки.Ну и, конечно же, какая масленица без блинов, которые ждали детей за праздничным столом!

046 марта во всех храмах совершался особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просили друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В храме святителя Иоанна Златоуста Божественную Литургию возглавил благочинный церквей Воскресенского округа протоиерей Сергий Зибров.

174073 марта в приходском доме Вознесенского храма села Барановское состоялось подписание акта о безвозмездной передаче трех зданий, относившихся ранее к сельской больнице, церковной общине. На подписании акта присутствовали руководитель администрации Воскресенского района А. И. Частий, глава Ашитковского поселения Воскресенского района О. И. Сухарь, главврач первой городской больницы Э. А. Анцупов, председатель совета депутатов Воскресенского района Н. И. Гончаров, представители местной администрации, помощник благочинного церквей Воскресенского округа священник Евгений Доля и настоятель храма священник Сергий Рыбаков.
После встречи обсуждался вопрос об открытии на территории первой городской больницы часовни.

17376Возлюбленные братья-сопастыри,
дорогие братья и сестры!

Наступает время Великого Поста, когда надлежит, предаваясь воздержанию, усердно молиться, каяться в грехах, творить дела милосердия. В церковных песнопениях говорится: «постное время светло начнем», тем самым подразумевается, что период Святой Четыредесятницы, хотя и сопряжен с сокрушением человека о своем недостоинстве и обуревающих его страстях, ведет к внутреннему самосовершенствованию, а значит, приближает к Богу, Который есть Свет. Вспомним наставление Спасителя, о котором нам повествует Святое Евангелие: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… чтобы показаться людям постящимися… Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18).

Господь призывает относиться к посту как к праздничному событию для человека, совершающего подвиг воздержания не ради похвалы от внешних, но ради Самого Бога, любви к Нему. Действительная наша цель — «преплывше поста великую пучину», стать сначала свидетелями Страстей Господних, а затем достойно встретить Светлое Христово Воскресение. Ведь нас ради распявшийся на Кресте и тридневно воскресший Спаситель победил грех и смерть. Надлежит нам ответить на это особым сыновним усердием в исполнении Божественных заповедей!

В великопостные дни многократно повторяется молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В ней кратко и емко сказано о том, как надлежит подвизаться постящимся: не тратить время попусту, не своевольничать, не увлекаться праздными разговорами, но быть целомудренными, смиренными и исполненными любви, а главное — четко различать свои собственные недостатки и никого не осуждать. В этом сокровище святоотеческого наследия в сжатой форме содержится богатейшее по содержанию наставление о том, как вести духовную жизнь.

Воздержание в пище в дни Великого Поста является особенно строгим. Церковная традиция учит нас, что телесное самоограничение помогает духовному обновлению человека. В связи с этим важно памятовать, что ограничение в снедях — это не какая-то «лечебная диета», как иногда говорят, а важная составляющая часть молитвенного подвига, совершаемого верующими. Случается, что тяжело больным людям бывает не под силу бремя поста. Эти вопросы можно в духе любви решить со священником на исповеди. Каждый должен нести бремя по своим силам.

В богослужебной книге великопостного периода, Триоди Постной, есть слова, обращенные к человеческой душе: «насладися сытостию поста прилежно». Кому-то покажется, что здесь есть противоречие, но оно только кажущееся. Через усердную молитву, через продолжительные и умилительные богослужения, в том числе чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, через предваряемое искренним сердечным покаянием причащение Святых Христовых Таин душа воистину насыщается по слову Господню: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

Желаю вам, возлюбленные о Господе, в духовном усердии и сердечной радости спасительно провести время Великого поста, а затем, подобно евангельским мудрым девам, в готовности встретить Светлое Христово Воскресение. Да пребывает с вами благословение Божие!

+ Ювеналий,
митрополит Крутицкий и Коломенский


www.mepar.ru