Важность миссионерской и катехизаторской работы Церкви в современном мире трудно переоценить. Вопрос о церковной миссии, формах и методах духовного просвещения обрел особую актуальность 10-15 лет назад. В декабре 1995 года решением Священного Синода был создан Синодальный миссионерский отдел, а позже аналогичные отделы появились на епархиальном уровне. Настоятель храма преп. Сергия Радонежского священник Сергий Якимов является членом миссионерского отдела Московской епархии. С ним мы беседуем о проблемах, которые решает священник, выполняя миссионерскую работу.



- Отец Сергий, вы являетесь членом епархиального миссионерского отдела, расскажите, пожалуйста, чем занимается миссионерский отдел.

- Православная миссия - очень широкое понятие. В целом оно подразумевает распространение христианской веры и идей христианского гуманизма в духе Православного учения. В связи с этим епархиальный миссионерский отдел уделяет огромное внимание совершению общественной проповеди Евангелия; миссионерский отдел разрабатывает и реализует катехизаторские проекты и, конечно же, занимается вопросами сектоведения.

- Деятельность, каких религиозных организаций, враждебных Православию, зафиксирована на территории Воскресенского района?

На территории Воскресенского района организованную религиозную деятельность осуществляют только баптисты и Свидетели Иеговы. По мнению некоторых специалистов-религиоведов, деятельность баптистов не является сектантской, поскольку их организация, вероучение и религиозная практика, за малым исключением, заимствованы у классического Протестантизма. Разумеется, деятельность баптистов расценивается Православной церковью, как еретическое заблуждение, характеризующееся, в основном, отвержением значения Церкви, как богочеловеческого организма, отвержением Св. Предания, ослабленным пониманием Св. Таинств и специфическим отношением к вопросу личного спасения. Стоит отметить, что деятельность баптистов социально безопасна...

Другое дело, Общество Сторожевой башни (Свидетели Иеговы). Это настоящая секта, настоящий деструктивный культ. Последователи этой секты отвергают основные догматы христианства, например, учение о Троице и Боговоплощении. Отвергают авторитет Церкви, имеют собственный перевод Св. Писания ("Перевод Нового мира"). В ряде городов России против иеговистов ведутся судебные процессы.

- Каким образом, на ваш взгляд, можно противостоять сектантской агрессии?

Мы должны противостоять сектам широким распространением просвещения. Глубокая эрудиция, интеллигентность в буквальном смысле этого слова, культурность - вот самые сильные средства, способные обезоружить любого лжеучителя. Религиозная горячность, показательные диспуты и богословская риторика мало помогают. Мы озлобляем сектантов, загоняем в угол, подавляя не убедительностью, а своим численным превосходством. Нас, православных, достаточно много и, надо признать, это неравный бой...

Мы должны понимать, что возмущающая нас психология сектантства во многом обусловлена их социальной изолированностью и враждебностью окружающей среды. Они заложники своей замкнутости и духовной близорукости.

Некоторые агрессивно настроенные православные миссионеры с легкостью готовы подменить право свободного выбора религии пафосом религиозной апологии. Они, нарушая заветы равноапостольных Кирилла и Мефодия, думают заставить сектантов силой поменять религиозные убеждения. Такие миссионеры вечно твердят о борьбе и жестких методах воздействия. Но, может быть, пришло время говорить не о борьбе, а о врачевании? Ведь врачи должны не бороться против своих пациентов, а заботливо с любовью и терпением лечить их. Некогда один из деятелей эпохи русского ренессанса заметил, что в истории учение Христа оказывало на европейские народы постоянно возрастающее гуманизирующее действие. Мы наследники этого влияния и великое преимущество Православия перед сектантством заключается именно в широте его гуманизма. Мы, христиане, понимаем, что при невозможности идеологического компромисса, необходимо все же уважать друг друга. Необходимо помнить, что религиозные убеждения имеют ценность в том случае, если реализуются в свободе. Каждый свободен, выбирать ту или иную систему религиозных взглядов.

- Но разве мы должны быть пассивными, когда сектанты совершают свою проповедь и увлекают в свои сети неискушенных? Разве могут что-либо доброе принести инородные для нас религиозные учения и практики?

Нет, пассивными быть не нужно. Необходимо регулировать ситуацию и случающиеся столкновения в согласии с христианской совестью и в рамках законодательства. А главное, мы должны уметь поделиться красотой Православия, должны делом доказать наше соответствие евангельскому идеалу. У нас должно быть есть что сказать и сектантам, и их потенциальным прозелитам...

Что же касается аргумента об инородном происхождении сект, то он действительно хорош, но, может быть, только с точки зрения национальной идеи или учения в духе славянофильства. Как апологетический пассаж он не имеет никакого значения. Вспомните, как распространялось само христианство. Оно явилось на свет как еврейская секта, явилось из инородной для античного язычества среды, выглядело странно, опасно, примитивно. С точки зрения нашего аргумента, христианство не имело права на существование, как в Римской империи, так и на языческой Руси. Этот аргумент на руку современным неоязычникам...

-Если мы встретим на улице сектантов, то как бы вы посоветовали вести себя людям в данной ситуации?

Если вы достаточно уверены в своих силах и неплохо знаете Писание, можете попрактиковаться в своем апологетическом искусстве. Вряд ли вы убедите ваших аппонентов, но зато приобретете миссионерские навыки и выявите пробелы в собственных познаниях. Думаю, это вдохновит на более подробное изучение Св.Писания и учения Церкви.
Если же вы ничего не знаете ни о Православии, ни об учении сект, лучше обойти стороной завлекающих в свои сети подозрительных проповедников и обратиться за советом к специалистам. Каждый необдуманный шаг может привести к тяжелым и даже непоправимым последствиям.

2011 г.