В последние годы многие люди возвращаются к православной вере. Но, зачастую, их вера ограничивается Крещением детей, посещением храма, только для того, чтобы поставить свечки и отдать записки. Как же должен жить истинно православной христианин. Об этом мы беседуем с благочинным церквей Воскресенского округа протоиереем Сергием Зибровым.


Регулярно посещают храмы, причащаются и исповедуются лишь небольшой процент населения, в том числе и жители Воскресенского района. Остальные же крещеные люди не имеют представления об общественном богослужении и не бывают в церкви на службах. Может ли человек, считающий себя православным, жить вне церковной службы?

Этот вопрос и раньше стоял, и русский народ на него так отвечал: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Вот в этой емкой фразе, выражении, все заложено, потому что Господь создал Церковь нам,в утешение, Господь нам создал Церковь, чтобы мы могли прийти в нее. Если мы не посещаем богослужения, если мы не воссоединяемся с Господом, мы, если даже крещены, православными христианами не считаемся.

Человек, который считает себя православным, не может жить вне церковной службы, ибо обязательно Исповедь, обязательно Причастие - это и есть воссоединение с Христом.

Существуют Таинства церковные, и если мы их отвергаем, опять же мы не христиане. А как отвергаем, да в церковь не ходим, даже невольно отвергаем по разным причинам, ссылаясь на домашнее хозяйство. Это как в Евангельской притче, когда один господин решил свадьбу провести, стал гостей созывать. И они один за другим стали отказываться, один говорит голов купил, другой севок купил, третий женился и т. д. - все отказались. И он говорит слугам, идите на перекресток дороги – кого встретите, того и приглашайте на свадьбу. И там есть такая фраза, что званых много, а избранных мало. В этом и смысл: зовем всех, а приходят не все.

Для всех храм открыт, всегда открыт, регулярно открыт. Я не знаю, что за такие учреждения, которые, как храм 7 дней в неделю открыты. Даже в больницах ограничение во времени бывает, в Церквях выходных не бывает.

Что означает социальное служение?

Социальное служение – это служение социуму, обществу. Это естественно дела милосердия, дела помощи, окормления духовного. В принципе, эти вопросы могут показаться не существенными, но на самом деле они высоко важны. Потому что, если будет нормальная атмосфера в обществе, спокойствие или, наоборот, отсюда и поведение общества будет строиться, то ли это мирное соработничество и созидание, то ли это революционное настроение и все разрушающее движение. Какие настроения, а настроения они берутся у лидеров, у людей, которым лидеры что-то проповедуют. Поэтому, если мы будем проповедовать в обществе именно те принципы взаимопомощи, взаимовыручки, то есть те принципы любви к ближнему, созидательному в обществе. Если мы от этого отворачиваемся, нет созидателей. Поэтому, Господь нам и завещал: любите друг друга. Если мы это не будем делать, то у нас будущего нет - без любви ничего невозможно, из-за того, чтобы ублажить душу.

Ведь, мы прекрасно понимаем, вот смотрим некрасивая вещь, а почему она некрасивая? Потому что человек, когда ее делал, не вложил свою душу. Или же вещь, которая может быть функциональна, пригодится, но не красива, не нравится, и в руке не так, и глазу не подходит - невзрачная, а ее человек сделал так, спустя рукава , как говорится, без души. Поэтому, если мы будем жизнь свою совершать с Богом в душе, то она, наша жизнь будет прекрасна – на нее любо дорого будет посмотреть, а если мы свою жизнь будем совершать, спустя рукава, то у нас она будет негодной, плохой, неудачной и т д.. Мы прекрасно понимаем, что все человеческие недоразумения : горе, печаль, скорбь болезни только от того, что человек живет без Бога в душе.

Возвращаясь к социальному служению, это же конечно же больницы, сотрудничество с со службой социальной защиты населения, управлением образования, со всеми этими службами административными мы сотрудничаем, а скорей всего, не сотрудничаем, а соработничаем.

Церковь отделена от государства, но священнослужители участвуют в разных мероприятиях, сотрудничают с государственными структурами. Почему жизнь священника не ограничивается одним лишь только приходом, где он совершает богослужения, крестит, венчает, отпевает?

Церковь отделена от государства, но не от людей. Это чисто законодательно, это касается не жизни общества, это касается законодательной базы общества. Это имеется ввиду имущество, но не в коем образом не переносится на священнослужителей, потому что священники являются гражданами нашей страны, являются патриотами нашей страны, естественно являются жителями нашей страны, и обладают теми же правами, что и остальные, которые проживают в этой стране. Отсюда, и совместная жизнь, и участие во всех мероприятиях. Мы можем от нее отказаться, отгородиться, церковь - это не совершение каких-то там чародейских или волшебных мистерий и все, а ни коем образом. Церковь - это служение ежедневное, ежечасное, служение людям. Священник, не секрет, в любое время, если человеку потребуется, придет. Его приглашают, и днем, и ночью, и летом, и зимой, и в дождь, и в солнце. Священник никогда не отказывает, если он отказывает, это не священник.

Некоторые говорят так: "Я никого не убивал, не воровал, у меня нет грехов", зачем мне причащаться. Почему они ошибаются?

Дело в том, что тут 2 таинства соединены, причем таким образом, что «не воровал, не убивал» это мы говорим о своих грехах на Исповеди.
Есть таинство Исповедии есть таинство Причастия. Но дело в том, что исповедоваться человеку можно в любое время, а вот, причащаться только после Исповеди, только после этого таинства, отсюда и как бы сразу и приходит ответ из народной мудрости: « К одному старцу пришла женщина и также говорит: «Отче, я не знаю в чем мне исповедоваться, я вроде, и никого не убивала, не воровала, не изменяла, в чем мне каяться». А старец ей говорит: «Ты, как вспомнишь свой мелкий грех где-то: посквернословила, повольнодумствовала, где-то кого-то обидела, где-то позавидовала, маленькие камушки в подол складывай. И через недельку ко мне приходи». Через неделю она приходит, и говорит: «Отче, спасибо большое, я поняла». Дело в том, что она камушки, которые в подол складывала, набрала кучу повседневных наших грехов. Это те грехи, о которых мы говорим: позавидовали, не оказали помощи ближнему, проявили мягкосердие, прогневались, оскорбили кого-то, не извинились и т. д.. Эти мелкие грехи набираются в огромную, огромную кучу, которая не дает человеку свободно дышать его душе – все время этот голос совести душит.

Поэтому, мы говорим, для того, чтобы свободно дышать, чтобы честно смогли смотреть людям в глаза, нужно прийти и исповедовать эти грехи. Но для того, чтобы прийти, надо подготовиться к этому, открыть душу для священника, и для Бога. Священник – это человек, который помогает исповедоваться, принимает Исповедь.

Поэтому, за определенное время, его можно будет спросить у священника, у каждого человека оно будет индивидуальным, у кого-то - три дня, у кого-то - неделя, а кому понадобиться и месяц, надо подготовиться: вспомнить свои грехи, записать их на лист бумаги, прочитать молитву Предуготовительную, есть Правило приготовления к исповедованию и причащению, но затем уже прийти и все это совершить. А совершить для чего? А совершается это для того, чтобы соединиться с Господом, подтвердить, что, да, мы христиане, мы Твои дети, мы идем за Тобой, мы готовы к жизни вечной, мы хотим исправить свою жизнь. Поэтому, мы приносим Покаяние в своих совершенных поступках, хотим их исправить.

Многие ограничиваются посещение храма лишь тем, что поставят свечку, отдадут записочки, с уверенностью я все сделал.


Я думаю этого недостаточно. Если мы не участвуем в Таинствах Православной Церкви, мы не являемся ее членами, а если мы не являемся ее членами, то спасения нам не будет. Ну, свечку поставили, а для чего поставили? Вопрос возникает из логики: для чего мы ставим свечку- мы что-то у Господа просим, а почему мы просим -мы верим в Него. Если мы верим в Него, то мы должны участвовать в Таинствах церковных. Мы же пользуемся святой водой, это тоже одно и таинств. А почему она свята? А потому что эта благодать Божья получается по вере нашей. Если мы приходим просто поставить свечку, приносим жертву Господу, то мы смахиваем на язычников, которые жили в Древнем Риме, в Древней Греции. Они тоже приносили плоды, вино и другие какие-то продукты уже своим идолам, и все, и достаточно, а Покаяния не было, не было раскаяния, не было изменения в своей жизни. А она и не изменится, если мы не покаемся и не поймем, что происходит, что мы делаем не так. Если же мы поймем, что мы делаем не так при Покаянии, то мы можем исправить свою жизнь. Если мы не раскаемся в своей жизни, нас все устраивает, то значит так и идем по погибельному пути.

Какие проблемы нашего общества Вас волнуют больше всего?

Я считаю – недостаток веры. Отсюда все истекает, все наши болезни общества. Мы, порой, даже себя называем верующими людьми, ездим по святым местам, в храмы ходим, но при этом являемся не верующими людьми. Наверное, скорей всего, не до конца не поняли, не разобрались в том, в чем смысл веры, как, кому и когда надо молиться. Ведь, я всегда повторял, повторяю и буду повторять, главное - это Спаситель наш, его и называют Спаситель, Господь, Отец. Очень много имен, все об Одной Божественной Сущности, которая все нам дала, а мы, порой, принижая значение этой Личности, начинаем обращаться к тем, кто окружает Его. Это то же самое, если бы мы пришли в суд, и обратились не к судье, а к секретарю с просьбой помочь выиграть дело, разобраться в нем. Секретарь, извините, он только фиксирует все. Конечно, он может обратиться к судье, но не факт, что судья примет эту информацию. И поэтому, судья сам обратиться к подсудимому и будет его спрашивать. И когда подсудимый скажет ему, и только тогда он примет решение, а не со слов секретаря суда или свидетеля. Свидетель же, он нужен для чего? Чтобы разобраться. Но, опять, же со слов свидетеля не осудят, будут спрашивать подсудимого.

Так и здесь в жизни нашей. Мы везде подсудимые, нас ждет Церковь, Суд. А мы пытаемся обращаться при этом к людям, которые вокруг судьи. Поэтому, я считаю истинная вера, когда мы Богу молимся, когда у Бога просим помощи, когда Господу приносим свои труды, когда к Богу обращаемся.

Да те, кто вокруг Бога, они заслужили молитв наших, но тем не менее, они являются предстоящими перед престолом Божьим, но никак не принимающими решение. Поэтому, отсюда возникает много суеверий православных! Вот, вопрос, который многие задают: «Чтобы от пьянства излечиться, кому надо молиться? «Одна женщина ответила: «Иконе «Неупиваемая чаша». Так, правильно ли молиться только этой иконе и этому образу Богородицы?

Вот это и есть суеверие. Но Богородица Она Одна – Ей надо молиться. Бог Один, Ему надо молиться.
Мы считаем, что - это от зубов, это от головы, это от живота. Неправильно это! Господь все дает, по грехам нашим дает. Конечно, если вы наелись порченой пищи, то живот будет болеть, если вы наелись духовной порченой пищи, то у вас будет сумбур в голове. Вот этой духовной порченой пищи очень много. И человек падший все ест, он не может понять истинной веры.

Вот тогда будет вера, нормальная, настоящая, отметающая все эти суеверия, все эти приложения, все эти творчества около православия. А истинная вера в Бога будет! Бог всегда Един. Едино Божие, больше нет никого, мы только Богу молимся. Не создавайте себе на стороне никого. Если мы будем этому Богу молиться, наша жизнь будет по-другому строиться, и мы будем понимать, что происходит. А пока мы зашоренные, мы думаем, что у Бога есть посыльные, которые все решают, помогают и предстоят перед Господом. Почему мы им молимся. Потому что они перед Богом за нас молятся. И если, возвращаясь к суду, это и есть те свидетели, которые будут говорить в твою пользу. Да им надо молиться обязательно, но иметь ввиду, что это свидетели на суде, а никак не судьи.

У нас же, у некоторых это все по-другому воспринимается. Поэтому, я считаю, что самая большая проблема нашего общества – мало веры, истинной веры, православной веры. Надо верить всем сердцем, всей душой, как Господь говорил.

2 заповеди Господь нам оставил. Первая – Возлюби Господа всей душой, всем сердцем, всеми помыслами. И вторая - возлюби ближнего своего. 2 заповеди из Нового Завета, они звучат легко, но попробуй их соблюдай.

Смысл же в чем? Если ты Господа любишь, то ты ближнего любишь, а, значит, не прелюбодействуешь, не воруешь , не убьешь, лжесвидетельствовать не будешь – потому что ты любишь. Ведь, любовь - это что? Долготерпит, смиренномудровствует, своего не ищет, все прощает. В Евангелие написано: Господь говорит, что такое любовь. Если мы ею будем обладать, в себе ее даже воспитывать, то остальное все отпадает. В эти словах Возлюби ближнего своего очень много. А ближний кто мой? В притче один самарянин шел и попал к разбойникам, которые его избили, ограбили и бросили. Идет фарисей – переступил, не тронул его и дальше пошел. Идет ветхозаветный священник Левит, тоже переступил – пусть валяется. Потому что самарянины считались второсортными людьми в еврейском государстве, они в храмы не ходили, Богу не молились, иудеи их почитали за порочных, низшую касту.Поэтому, они шли и прошли.

И ехал путник, встретил самарянина, раны промыл, перевязал, привез в гостиницу. В гостинице говорит: приглядите за ним поухаживайте, дал денег, если мало будет, назад буду возвращаться еще дам денег. И Господь спрашивает: кто считается ближним человеку этому? Тот кто оказал ему милость, а не тот кто рядом живет.

Это очень сложно совершить эту милость. Мы бежим, мимо перешагиваем, нас свое заботит, не будем мы храму помогать, «Боже, упаси». Господь - то упасет, он пасет хорошо. Ошибся: болеешь, скорбишь, теряешься, не находишь, не получаешь, не получается. А когда по Божьему - все есть. Человек, который с Богом живет в душе в сердце, в душе, у него все есть. Во-первых, ему много не надо, во-вторых, Господь ему дает, он знает, что не будет он использовать во вред другим, а в пользу. Почему Иоанну Кронштадскому всегда деньги несли большие суммы, потому, что он храмы, монастыри строил. И люди это знали. А другим не несли, потому что знали, куда они их тратят. Вот и все. Спаси живот свой и т.д. Это надо понимать. В это верить.

2011 г.