Новости

0415 марта в библиотеке № 6 Москворецкого квартала прошла встреча со школьниками, посвященная дню православной книги. Настоятель Никольского храма священник Андрей Безручко принес старинные книги, которые датированы началом прошлого столетия: Псалтырь и Евангелие. Ребята заинтересовались изданиями, задали батюшке много вопросов  и даже обменялись телефонами. Сотрудники библиотеки дополнили общение учащихся школы № 11 и священннослужителя рассказом об истории праздника православной книги.

Все ребята получили на память книгу о житие Московского старца праведного Алексия Мичева.

0214 марта в день православной книги в Центральной детской библиотеке прошел праздник «Великое наследие России». Учащиеся старших классов узнали о жизни первопечатника Ивана Фёдорова и его работе над первой книгой «Деяниями и посланиями святых Апостолов», которые ныне сокращённо именуют «Апостол». Ребята познакомились с фильмом «Дорога к храму» о Воскресенском благочинии. Перед гостями выступил настоятель храма Иконы Казанской Божьей Матери с.Ачкасово протоиерей Сергий Решетников.

Он рассказал о нравственном начале молодых людей, которых всегда должны сопровождать на жизненном пути вера, надежда и любовь, милосердие, подчеркнул, что духовная литература является частью православия. Она включает мудрые изречения и наставления, которые мы используем в жизни.

Сотрудниками библиотеки была подготовлена выставка « В добрый путь, православная книга», где ребят заинтересовала литература.

1753214 марта, в день 35-летия своей архиерейской хиротонии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископы Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; Можайский Григорий; Истринский Арсений; Владимирский и Суздальский Евлогий; Ярославский и Ростовский Кирилл; Сергиево-Посадский Феогност; Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископы Моравичский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси; Аркадий (Афонин); Илиан (Востряков); Никон (Миронов); Серафим (Зализницкий); Зарайский Меркурий; Видновский Тихон; Гатчинский Амвросий; Бронницкий Игнатий; Серпуховской Роман; Красногорский Иринарх; Солнечногорский Сергий; Подольский Тихон; Павлово-Посадский Кирилл; Орехово-Зуевский Пантелеимон; а также представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис); наместник Свято-Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов); наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов); представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд); наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря архимандрит Савва (Фатеев); секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов; представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Алексий Ющенко; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев); представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси иеромонах Феоктист (Димитров); руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк), благочинные г. Москвы, столичное духовенство.

За Литургией молились настоятель Богоявленского кафедрального собора протопресвитер Матфей Стаднюк, настоятельницы женских монастырей Москвы и Подмосковья, председатель Синодального информационного отдела В. Р. Легойда.

Среди присутствовавших на богослужении были заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А. Д. Беглов и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л. Э. Слуцкий.

По окончании Литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вознес благодарственную молитву за Предстоятеля Русской Православной Церкви, отмечающего сегодня 35-летие архиерейской хиротонии, после чего обратился к Его Святейшеству со словами поздравления от имени Священного Синода, архипастырей, духовенства и всей Полноты Русской Церкви:

«Ваше Святейшество! В этот день 35 лет назад Вы восприняли благодать архиерейства. Такое событие в жизни Первосвятителя Церкви — праздник Поместной Церкви. И сегодня мы все с благодарностью Господу возносим молитвы о Вашем служении. Поэтому позвольте от лица Священного Синода, от присутствующих здесь и сослуживших Вам архипастырей, от духовенства, от народа Божия молившегося с Вами, от всей Полноты Русской Церкви и от представителей Поместных Православных Церквей при Вашем Патриаршем Престоле, горячо и сердечно поздравить Вас с этим замечательным, благодатным днем.

Я помню, когда была Ваша хиротония, то много было сказано о том, как Вы шли к этой дате, сколько Вы сделали. А если обратиться к 35-летнему периоду Вашего архиерейского служения, к примеру, заглянуть на сайт, где целая книга изложена с перечислением всех Ваших заслуг в отношении служения православному единству, межхристианскому единству, международному миру, служению по воспитанию молодого поколения, служению Русской Православной Церкви, то конечно приходится поражаться, как человек может вместить в себя такое обилие талантов и даров Божиих. Невозможно сейчас перечислять все это, много бы времени заняло, и нужно пощадить Вашу скромность.

Вы пришли, как архиерей Божий с большим стажем, к патриаршему служению Русской Православной Церкви. И Ваши труды умножились по сравнению с тем, что было Вами совершено в архиерейском достоинстве. И мы, как верующие люди, размышляем, почему так произошло, так совершилось в одной личности. Во-первых, те благодатные корни, которые Вы получили от благочестивых родителей Ваших, богословское образование, дары природные. Но самое главное, и мы все должны это подчеркнуть, что обильная благодать Божия, которая для Церкви, для православия вселяется в Вас, дает Вам возможность со славой для Церкви совершать свое служение. Можно сказать, что Вы являетесь сосудом, вместилищем Божией благодати. И приходится удивляться, а я помню 35 лет назад Ваши дарования, Ваши способности, что и через столько лет Вы в рассвете творческих и духовных сил.

Мы горячо молимся, Ваше Святейшество, вся наша Церковь, чтобы Господь для блага святого православия, для нашей любимой Родины, для народа нашего укреплял Вас и в дальнейшем, преумножал Ваши духовные силы.

Пусть Господь, по молитвам Церкви, сохранит Вас на многая и благая лета для служения Святой Христовой Церкви».

А. Д. Беглов передал Святейшему Патриарху Кириллу поздравления от Президента России Д. А. Медведева и его супруги.

В ответном слове Святейший Владыка поблагодарил архипастырей и духовенство за совместное служение в этот важный для него день.

По материалам
официального сайта Московского патриархата

1755410 марта, в четверг 1-й седмицы Великого поста, по благословению митрополита Ювеналия Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь посетил епископ Серпуховской Роман. Владыку встречали глава города Куровское О. Г. Филиппов и его заместитель В. Г. Бутова.

Владыка возглавил великое повечерие и читал канон прп. Андрея Критского. По окончании богослужения Владыка Роман, приветствуя всех собравшихся в обители, сказал:

«Дорогой отец Стефан, дорогие братья и сестры, прежде всего, хочу всем вам передать благословение на Святую Четыредесятницу от управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, по благословению которого я сегодня прибыл в вашу святую обитель, чтобы вместе с вами разделить радость начала Великого и спасительного поста. Сегодня мы с вами закончили чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Хочется сказать о том, что тропари и молитвы канона, который мы с вами слушали, снова и снова заставляют нашу душу пробудиться от греха.

В Ветхом Завете Господь Моисею дал скрижали закона еврейскому народу, в котором говорилось и запрещалось все, что не должен делать человек на земле, чтобы избежать греха, чтобы не делать тех беззаконий, за которые он может быть осужден. В Новом Завете Господь дал другие заповеди — заповеди блаженства. В них Он говорит о том, какими нам надо быть на земле, чтобы наследовать Царствие Небесное. Когда мы слышим эти заповеди, которые поются во время Божественной литургии, то видим как открываются Царские врата. Этим Господь говорит нам, что мы должны стремиться к тому, чтобы войти в эти райские врата. И ведь многие скажут: „Владыка, так это нужно быть святым человеком“. Но у нас есть примеры — жизнь новомучеников и святых людей, которые, здесь, на земле, сподоблялись великой милости и стяжали благодать Святого Духа, которую по крупицам собирали на протяжении всей своей жизни. Ведь благодать Господь дает нам всем. Мы получаем ее в Церкви, в Церковных Таинствах, которые над нами совершают священнослужители. Получаем прощение грехов в храме Божием, когда исповедуем их, когда прощаем своих врагов и недругов, тех, кто обидел нас. Господь говорит, что если мы не простим согрешающих против нас, то и Отец Небесный не простит грехи наши. Вера, которая есть у нас, должна быть живой. Она должна изменять нашу жизнь.

Мы с вами будем сопереживать последние дни земной жизни Христа Спасителя, пойдем вместе с Ним в Гефсиманский Сад и на Голгофу, будем сопереживать Его страдания и Его крестную смерть. Затем вместе с женами мироносицами пойдем к Его святому гробу, чтобы поклониться Его Святому Воскресению. Человеку свойственно сомневаться во всем. Так уж устроен он. Сомневался и Пилат, воскреснет ли Христос. Но Он воскрес! И апостол Павел нам говорит: если бы Христос не воскрес, то наша вера была бы напрасна, нам не во что было бы верить. Мы верим в Воскресение Христово. Это наша вера, это вера наших святых отцов и праотцев. Это наша жизнь. Это верой будем оправдываться мы.

А пока, на протяжении всей Святой Четыредесятницы мы будем просить у Бога очищения, прощения своих грехов, будем очищать свою совесть покаянием, будем причащаться Тела и Крови Христовых во оставление грехов.

Я желаю всем вам, братия и сестры помощи Божией в эти святые дни, чтобы провести их без искушений, без болезней, и с радостью и любовью подойти к празднику Светлого Христова Воскресения.

Я желаю Вам, дорогой отец Стефан, и вашей братии благодатной и всесильной помощи Божией. Мне всегда приятно приезжать к вам, и особенно в такие дни. Приятно видеть те новые достижения, которые есть в вашей обители, приятно осознавать новую жизнь, которая теперь здесь совершается, и дай Бог, чтобы все у вас было хорошо и дальше, а Господь и Матерь Божия помогали бы вам. И чтобы народ Божий, который живет здесь и молится, который отдает все, что есть у него самое дорогое, также с благодарностью и любовью приходил бы к вам, в вашу святую обитель, и также истово совершал святую молитву».


www.mepar.ru

174348 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил вечернее богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасском храме поселка Андреевка Солнечногорского района.

У врат храма Владыку встречали благочинный церквей Солнечногорского округа священник Сергий Ванюков, настоятель храма иеромонах Николай (Летуновский) и глава городского поселения Андреевка В. К. Соломатин. Для совместной молитвы с архипастырем собралось множество богомольцев, которые могли погрузиться в неповторимую атмосферу Великого канона, торжественную и строгую, пробуждающую в душах покаянные чувства.

После богослужения архипастыря приветствовал иеромонах Николай (Летуновский): «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Дни святого и Великого поста очень назидательны для всякого христианина, поскольку в этот период мы под руководством Святой Церкви идем к Богу через покаяние, через сугубые молитвы, через исправление своей жизни. Особенно трогательны слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Здесь мы видим образы и из Ветхого Завета, и из Нового Завета, видим глубину падения, покаяние грешников и милосердие Божие к ним. Это дает нам возможность сравнить свою жизнь и свои дела с тем, что мы слышим.

Но и в эти покаянные дни Господь посылает нам утешение и показывает Свою любовь. И ваш визит, Владыка, в этот храм тому яркое свидетельство.

Позвольте мне от духовенства и прихожан храма сердечно поблагодарить вас за радость разделенной с вами совместной молитвы, которая будет всем нам утешением, поддержкой и вдохновением в оставшиеся дни святого поста. Просим, дорогой Владыка, ваших святых молитв и архипастырского благословения».

В своем слове митрополит Ювеналий сказал: «Дорогой отец благочинный, дорогой отец настоятель, всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры, дети, присутствующие здесь, я горячо и сердечно всех вас приветствую и рад, что на второй день первой недели Великого поста Господь привел меня посетить ваш храм и вместе с вами помолиться.

Время Великого поста — особое для нас, потому что оно дает нам время для размышления о нашей жизни, предрасполагает к покаянию, дает почувствовать, как близок к нам Господь и как мы, порой, далеко уходим от Него.

В минувшее воскресенье мы совершили первый шаг к тому, чтобы начать наш спасительный путь покаяния. Это было Прощеное воскресенье. Христос назидал нас, что нельзя просить прощения у Него, если мы непримиренные, если мы имеем на кого-то обиду, или на нас имеют такую обиду. Одновременно это и благословенное время, и это трудное время, когда люди, разобщенные враждой, видят после примирения друг в друге брата и сестру. И великая радость и утешение приходят тогда на сердце. Как камень тяжелый мы с сердца снимаем, когда заканчивается вражда между людьми, когда они примиряются. И вот после этого мы обращаем свой взор внутрь своей души и видим бездну грехов. А Святая Церковь за богослужениями помогает нам осмыслить свою жизнь.

Первые четыре дня первой седмицы Великого поста по вечерам за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Я часто думаю о том, что не все богомольцы, наверное, во всей полноте понимают глубоко поэтическое содержание тропарей канона. В них повествуется о ветхозаветных грешниках и праведниках. Много тут и примеров из нового Завета. Поэтому хочется пожелать, чтобы чаще обращали люди внимание к вечной Книге книг, Святой Библии, чтобы понять, как низко может пасть человек, и как близок Бог к каждому человеку кающемуся. Из Нового Завета особенно понятен один пример, яркий, который не может не запомниться на всю жизнь. Это падение одного из апостолов, Иуды, который ходил за Христом, был Его учеником, был свидетелем чудес Христовых, и испытывал на себе любовь своего Учителя. А он в сердце своем решил предать Господа, и совершил это, как вы знаете из Евангелия, пошел и спросил: „Что мне дадите, если вам Его предам“ (Мф. 26:15). И ему дали унизительную сумму — тридцать сребреников. Это была цена раба, ничтожные деньги. И он предал Христа, а потом увидел, что предал он кровь неповинную, и от отчаяния окончил свою жизнь самоубийством, повесившись.

Вот другой пример — святой апостол Петр. Он тоже с самого начала ходил за Христом, исповедовал Его, что Он Сын Бога Живого, и любил он своего Учителя, но оказался слаб. Когда увидел, что его Учитель оказался беззащитным, что Его взяли, связали, повели истязать, он по немощи своей перед прислужницей отрекся: „Я не знаю человека сего“ (Мк. 14:71). Отрекся от Него. И если по-человечески подумать, что тяжелее было, первое падение или второе, трудно сказать. И то, и другое тяжелое предательство и отречение. Однако, совсем не как Иуда поступил святой апостол Петр. Он, почувствовав и осознав свое падение, как сказано в Евангелии, горько плакал. Воскресший Христос явился ему, и как ни в чем не бывало, спросил: „Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?“. И тот отвечал на троекратный вопрос „любишь ли Меня?“: „Ты Господи знаешь, Ты все знаешь, что я люблю Тебя“. В ответ услышал: „Паси овцы Моя“ (Ин. 21:15–17). Мы знаем, что через это он был восстановлен среди учеников Христа и апостолов, и ему, как и другим апостолам, было дано нести слово Божие в мир.

Вот для нас два примера великих грехов, можно сказать, один тяжелее другого. Но как наглядно, что человек в грехе повязший, он уже забывает Бога, он страдает, он отчаивается и кончает жизнь самоубийством. Другой пример, когда на Бога надеется человек, на Его милосердие и Его любовь. Таких примеров мы много можем найти в святом Евангелии. Неслучайно, когда наступает одна из подготовительных недель к посту, на богослужении читается Евангелие о блудном сыне. Когда ушел из дома сын и прожил все имущество, которое получил от отца в наследство, и оборванный, голодный, возвращается к отцу, понимает, что он недостоин уже именоваться сыном, а хочет быть как один из наемников, из рабочих. И как замечательно в Евангелии сказано, что еще издали увидел его отец, и сын „мил ему бысть“ (Лк.15:20). Он пошел к нему навстречу, заключил его в свои объятья и не слушал даже слов покаяния, а велел одеть его в лучшие одежды. И вместе с ним ликовал, говорил всем: „Сын мой погиб и нашелся, был мертв и ожил“ (Лк.15:32).

Вот, дорогие братья и сестры, почему Церковь Христова призывает всех нас в период Великого поста к покаянию. Это не простые обряды, не простые обычаи, это призыв к изменению всего существа человеческого, всей жизни своей. И каяться никогда не поздно, когда бы человек ни пришел к Богу, в любом возрасте Господь ожидает нашего покаяния. И принимает нас как Петра кающегося и как блудного сына.

Я очень счастлив, что мы живем сейчас в такое время, когда остались позади тяжелые годы жизни Церкви, когда она лишена была возможности широко и открыто проповедовать слово Божие. Это особенно ощутимо сегодня в этом святом храме, когда мы видим много детей, которые не только отстояли богослужение, но которые, не все может быть, но многие, являются учащимися приходской воскресной школы. Эти дети будут счастливее людей старшего поколения, потому что они будут знать волю Божию, знать Христово учение и бояться греха, который приносит зло и вред и душе, и телу.

Я благодарю тебя, дорогой отец Николай, за твое слово. Хочу поблагодарить наше духовенство, которое ревностно осуществляет свое служение, и хочу вас, возлюбленные братья и сестры, горячо и сердечно поприветствовать. Рад, что в этот вечер вы предпочли для себя не веселье и отдых, а пришли на молитву в храм Божий. Я желаю вам искреннего покаяния в этот период, когда Церковь нас к этому призывает, желаю вам радости духовной, которая ничем не может быть заменена, никакими мирскими утехами. Здоровья вам желаю, и призываю на вас Божие благословение».

www.mepar.ru

03Традиционно празднично прошла широкая масленица в воскресной школе Введенской Церкви пос. Хорлово. Ребята пели частушки, водили хоровод, участвовали в веселых конкурсах. Русские народные костюмы и сам праздник помогли детям понять как встречали масленицу их прабабушки и прадедушки.Ну и, конечно же, какая масленица без блинов, которые ждали детей за праздничным столом!

046 марта во всех храмах совершался особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просили друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В храме святителя Иоанна Златоуста Божественную Литургию возглавил благочинный церквей Воскресенского округа протоиерей Сергий Зибров.

174073 марта в приходском доме Вознесенского храма села Барановское состоялось подписание акта о безвозмездной передаче трех зданий, относившихся ранее к сельской больнице, церковной общине. На подписании акта присутствовали руководитель администрации Воскресенского района А. И. Частий, глава Ашитковского поселения Воскресенского района О. И. Сухарь, главврач первой городской больницы Э. А. Анцупов, председатель совета депутатов Воскресенского района Н. И. Гончаров, представители местной администрации, помощник благочинного церквей Воскресенского округа священник Евгений Доля и настоятель храма священник Сергий Рыбаков.
После встречи обсуждался вопрос об открытии на территории первой городской больницы часовни.

17376Возлюбленные братья-сопастыри,
дорогие братья и сестры!

Наступает время Великого Поста, когда надлежит, предаваясь воздержанию, усердно молиться, каяться в грехах, творить дела милосердия. В церковных песнопениях говорится: «постное время светло начнем», тем самым подразумевается, что период Святой Четыредесятницы, хотя и сопряжен с сокрушением человека о своем недостоинстве и обуревающих его страстях, ведет к внутреннему самосовершенствованию, а значит, приближает к Богу, Который есть Свет. Вспомним наставление Спасителя, о котором нам повествует Святое Евангелие: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… чтобы показаться людям постящимися… Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18).

Господь призывает относиться к посту как к праздничному событию для человека, совершающего подвиг воздержания не ради похвалы от внешних, но ради Самого Бога, любви к Нему. Действительная наша цель — «преплывше поста великую пучину», стать сначала свидетелями Страстей Господних, а затем достойно встретить Светлое Христово Воскресение. Ведь нас ради распявшийся на Кресте и тридневно воскресший Спаситель победил грех и смерть. Надлежит нам ответить на это особым сыновним усердием в исполнении Божественных заповедей!

В великопостные дни многократно повторяется молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В ней кратко и емко сказано о том, как надлежит подвизаться постящимся: не тратить время попусту, не своевольничать, не увлекаться праздными разговорами, но быть целомудренными, смиренными и исполненными любви, а главное — четко различать свои собственные недостатки и никого не осуждать. В этом сокровище святоотеческого наследия в сжатой форме содержится богатейшее по содержанию наставление о том, как вести духовную жизнь.

Воздержание в пище в дни Великого Поста является особенно строгим. Церковная традиция учит нас, что телесное самоограничение помогает духовному обновлению человека. В связи с этим важно памятовать, что ограничение в снедях — это не какая-то «лечебная диета», как иногда говорят, а важная составляющая часть молитвенного подвига, совершаемого верующими. Случается, что тяжело больным людям бывает не под силу бремя поста. Эти вопросы можно в духе любви решить со священником на исповеди. Каждый должен нести бремя по своим силам.

В богослужебной книге великопостного периода, Триоди Постной, есть слова, обращенные к человеческой душе: «насладися сытостию поста прилежно». Кому-то покажется, что здесь есть противоречие, но оно только кажущееся. Через усердную молитву, через продолжительные и умилительные богослужения, в том числе чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, через предваряемое искренним сердечным покаянием причащение Святых Христовых Таин душа воистину насыщается по слову Господню: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

Желаю вам, возлюбленные о Господе, в духовном усердии и сердечной радости спасительно провести время Великого поста, а затем, подобно евангельским мудрым девам, в готовности встретить Светлое Христово Воскресение. Да пребывает с вами благословение Божие!

+ Ювеналий,
митрополит Крутицкий и Коломенский


www.mepar.ru

Дорогая Лидия Николаевна,
братия сопастыри, дорогой Александр Петрович,
уважаемые участники нашей встречи!


Для меня большая честь встретиться с вами, и я хочу выразить радость по поводу того, что в последнее время стали регулярными мои собеседования с представителями педагогической общественности Подмосковья. Они проводятся по инициативе нашего дорогого министра Лидии Николаевны, и я ее сердечно благодарю за такую возможность.

За без малого десять лет, минувших с момента подписания договора о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области, наше взаимодействие сложилось в целую систему соработничества, имеющую достаточно сложную и эффективно функционирующую структуру. Однако наши успехи побуждают нас искать пути дальнейшего совершенствования уже достигнутого, и здесь, как мне думается, особенное значение имеет наш с вами контакт, что называется, от сердца к сердцу. Ведь если говорить кратко, цель церковно-школьного взаимодействия в приобщении подрастающего поколения к духовному и культурному достоянию православия, а также нравственное воспитание личности учащихся. На этот пути возникает множество вопросов: как и что делать, почему так, а не иначе и так далее. Поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться на смысле и задачах нашего общего дела.

Сегодня можно часто слышать сетования по поводу огорчительного состояния общественной нравственности, упадке культуры, деградации языка и тому подобного. Наверное, не имеет смысла искать здесь правых и виноватых, весь народ в ответственности за случившееся. Задача состоит в том, чтобы с мыслью о будущем, искать пути изменения ситуации к лучшему.

И тут взоры всех с надеждой обращаются к учителям и священносоужителям, поскольку именно они имеют постоянный контакт с подрастающим поколением, а ведь именно с детства закладываются в сердце человека те духовные и нравственные основания, которые определяют весь последующий жизненный путь человека.

Мы с вами встречаемся в период церковного года, который называется масленицей или Седмицей мясопустной. Это время подготовки к вступлению в период Великого поста (мясо уже не едят), когда надлежит совершать покаяние и исправлять свою жизнь. Это как раз подходящий повод, чтобы обсудить некоторые сущностные аспекты преподавания знаний о православии в школе. Подчас, читая сообщения о том, что происходит в эти дни в рамках внеклассной работы в образовательных учреждениях, можно узнать, что масленица значительной частью людей, не без активного участия средств массовой информации, воспринимается как этнографическое празднество карнавального типа. Безудержное веселье в исполнении многих взрослых принимает характер смутительный и даже безнравственный. Многие элементы масленичных торжеств, вроде сожжения соломенных чучел, давно перестали быть частью народной жизни и извлечены на свет из научной литературы, получив вторую жизнь благодаря усердию энтузиастов неоязычества. И при этом вы ни слова нигде не услышите о том, что в середине масленицы уже начинается чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина.

Я считаю ее краткой энциклопедией духовной жизни. О чем там говорится: не тратить время попусту, не своевольничать, не увлекаться праздными разговорами, но быть целомудренными, смиренными и исполненными любви, а главное — четко различать свои собственные недостатки и никого не осуждать.

У замечательного русского писателя Ивана Шмелева в книге «Лето Господне» трогательно описано влияние великопостных богослужений и молитвословий на детскую душу: «Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, — Святое Воскресение». А что увидит наш первоклассник за прыжками у костра в вывернутом тулупе? В данном случае мы оказываемся перед лицом информационного противостояния православных ценностей и попыток привнести в жизнь общества так сказать развлекательные элементы языческого культа. Например, одна популярная радиостанция ежедневно дает искаженную информацию о православных святцах, ни слова не говоря о подвиге святых, память которых отмечается, но подробно сообщая о крестьянских земледельческих поверьях, связанных с тем или иным из них. В основе очевидное намерение выставить религию как устаревший абсурдный курьез, повод для улыбки и не более того. Так и с масленицей получается: остаются у людей в памяти блины да пляски и не более того. А впереди Великий пост и за ним Воскресение Христово. Вспомните прекрасные стихи из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», рассказывающие о евангельских событиях в Гефсиманском саду:

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.


О чем же поэт говорит с таким уважением, столь серьезно и возвышенно? А вот о чем:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.


Да, Воскресение Христово — это поворотный момент в истории всего человечества. И наше столетие, только что начавшееся и, к сожалению, забывающее о Боге, не избегнет справедливой оценки своих дел, тоже поплывет на суд.

Думаю, что наша с вами задача: рассказать о православии и его влиянии на духовную и культурную жизнь России на протяжении десяти веков. Ведь если обратиться к нашему наследию, то можно убедиться, что практически нет ни одного крупного автора в русской литературе, в особенности поэзии, который не обращался бы в своем творчестве к теме Божественного и к духовным поискам человека. В минувшем году наши Рождественские чтения имели девизом слова Николая Алексеевича Некрасова, а вот его стихи о молитве:

Когда звонят, к молитве созывая,
И в храм идут,
И в нем стоят, моленье совершая,
И гимн поют, —
Тогда и я, с душою умиленной,
Меж всех стою
И Богу гимн, коленопреклоненный,
Тогда пою…


Далее поэт говорит о том, что в минуту молитвы спокоен душой, не боится угроз судьбы, услаждается беседой с Богом, внемлющим ему и усмиряющим его страсти. Так на примере Некрасова можно увидеть односторонность имевшего длительное время подхода к литературному творчеству многих авторов, у которых старательно выискивали революционность и игнорировали их религиозность, нравственность, укорененную в православии.

Хотелось бы, чтобы восторжествовал более сбалансированный и правдивый подход к нашей культуре и ее истории. И очень многое зависит здесь от учителя. Мне неоднократно доводилось говорить о том, что личная заинтересованность педагога в преподаваемом предмете является залогом успеха в усвоении знаний учащимися. В идеале речь идет, конечно, о верующем человеке, а если говорить о минимуме, то в равной степени необходимы и адекватная квалификация, и уважительное отношение к содержанию урока.

Слово имеет огромную убеждающую силу, и мы из истории хорошо знаем, как злоупотребления словом приводили к бедственным социальным явлениям и кровопролитным войнам. У нас же есть возможность вкладывать в детские сердца слова веры, добра и любви. Это огромная ответственность, уклонение от которой недопустимо. У замечательной русской поэтессы Марии Петровых есть стихотворение, в котором Господь упрекает человека за уклонение от исполнения миссии слова:

Ты говоришь: «Я не творила зла…»
Но разве ты кого-нибудь спасла?
А ведь кого-то за руку схватив,
Могла бы удержать, он был бы жив.

Но даже тот неискупленный грех,
И он не самый тяжкий изо всех,
Ты за него страдаешь столько лет…
Есть грех другой, ему прощенья нет, —

Ты спряталась в глухую скорлупу,
Ты замешалась в зыбкую толпу,
Вошла в нее не как рассветный луч —
Ты стала тучей в веренице туч.

Где слово, что тебе я в руки дал,
Чтоб добрый ликовал, а злой страдал?
Скажи мне — как распорядилась им,
Бесценным достоянием моим?
Не прозвучала на земле оно,
Не сказано, не произнесено.


Пусть же в наших подмосковных школах звучит слово о святом православии, о том, как на протяжении веков русские люди укреплялись верой и в своей личной, семейной жизни, и в созидании общества и государства. Здесь мы можем увидеть помимо духовно-нравственной грани преподавания знаний о православии еще и патриотический аспект. Совершенно очевидно, что православная культура является достоянием не только прошлого, но и настоящего нашего народа, важнейшей основой его идентичности. В течение столетий множество народов России также восприняли это религиозно-культурное влияние, сохранив при этом свою исключительную самобытность. Вглядываясь в будущее, мы, с одной стороны, понимаем, что, по слову Федора Ивановича Тютчева, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», но, с другой стороны, призваны делать все от нас зависящее для воспитания достойных граждан нашего Отечества. Как сказано в Священном Писании, «от плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч. 12:14).

В заключение, хочу поблагодарить вас за участие в сегодняшней встрече и выразить надежду, что наше сотрудничество ради блага подрастающего поколения будет развиваться и впредь. А о нашей общей цели можно сказать словами Анны Ахматовой:

Так молюсь за Твоей Литургией
После стольких томительный дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.


Спасибо за внимание.

www.mepar.ru