Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Александр Петрович!
Уважаемые участники встречи!


Тема нашей встречи — нравственное воспитание детей в школе и семье на основе культурно-исторических ценностей и традиций. Происходящие сейчас в стране и обществе процессы модернизации экономики и образования, стремительное развитие информационных технологий, и связанная с этим доступность любой информации, создают принципиально другую среду обитания наших детей, а взрослые, занятые своими проблемами, зачастую, к сожалению, забывают, что именно дети должны оставаться в центре их внимания.

Вглядываясь в наступившее, третье тысячелетие от Рождества Христова, нас не могут не волновать вопросы: какой будет Россия в XXI веке? Какой будет российская семья, как, какими ценностями будут жить поколения, которые придут на смену нам? И здесь для нас бесценным сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений, которые ложатся в основу нашей работы по направлению духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Подмосковья.

Главные задачи современной школы (в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа») — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серь?зных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Каждый из нас понимает, что невозможно этого достичь без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры, а самое главное — без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.

Опросы показывают, что среди молодежи значительно больше лиц со сниженными моральными ценностями. Согласно опросу Института социологии РАН, 55 процентов молодежи — это те, кто готов переступить через моральные нормы для достижения успеха, значительная часть — от 30 до 50 процентов — не считают неприемлемым проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену, публичное проявление неприязни к людям других национальностей.

Поэтому так важна «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», которая устанавливает социальный заказ образованию и лежит в основе нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный государственный стандарт и концепция духовно-нравственного воспитания, в соответствии с Законом «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.

Талантливому классному руководителю по силам изменить систему отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому.

В 2010 году в рамках Года учителя проведен Педагогический марафон классных руководителей «Учительство Подмосковья — воспитанию будущего поколения России».


В период с 30 мая по 10 сентября 2010 года проведен региональный этап VII Всероссийского конкурса на лучшее изделие художественного творчества и народных промыслов педагогических работников учреждений всех уровней профессионального образования «Мастерами славится Россия».

Лучшие 60 работ направлены для участия в финале. Итоги Всероссийского конкурса подведены в декабре 2010 года.

Жюри Всероссийского конкурса определило 76 лауреатов конкурса из 31 субъекта Российской Федерации. Среди них Дианова Надежда Владимировна — дипломант 2 степени в номинации «Вязание», педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центра детского творчества г. Жуковский.

В Московской области осуществляется методическая поддержка классного руководителя.

Созданная и апробированная модель региональной сети повышения квалификации работников образования Московской области включает в себя целый ряд программ повышения квалификации для классного руководителя. Разработанные механизмы выстраивания и прохождения педагогом индивидуального маршрута повышения квалификации и (или) переподготовки позволяют выбрать ему курсы как в очной форме, так и дистанционно (с ноября 2010 года ведутся дистанционные курсы для классных руководителей в Педагогической академии). Также осуществляется и материальная поддержка классного руководителя. Выплатами охвачено 26758 классных руководителей (по 1 тыс. рублей каждому ежемесячно из федерального бюджета и по 1 500 рублей каждому из бюджета Московской области).

Классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе. Классный руководитель — это педагог-профессионал, являющийся для ребенка:

* посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий;
* архитектором отношений сотрудничества со всеми субъектами образовательного пространства школы;
* создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе;
* координатором совместных действий педагогов, семьи и социума;
* творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ребенка.

Деятельность классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры.

Для успешной работы необходимо выполнение задач классного руководителя:

1. Создание благоприятного социально-психологического климата в учебной группе (классе) на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.
2. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более пестрый спектр социальных отношений, так чтобы разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная, художественная, общение) включали каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.
3. Организация духовно-нравственной деятельности детей в е? особенной роли осмысления жизни как таковой, общественной и личной, общечеловеческой и космической, а также автономной жизни личностного «Я» человека земли.
4. Организация педагогической поддержки школьника и педагогического индивидуального корректива его жизнедеятельности во имя реализации всех потенциальных творческих способностей каждого воспитанника.
5. Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива и индивидуальности, отличной от другого «Я», но способной жить только в содружестве с другими.

Подмосковная школа, а это более 1500 общеобразовательных учреждений, почти 600 тысяч учащихся и более 52 тысяч педагогов, характеризуется сохранением своих лучших традиций и современными инновационными процессами в связи с реализацией комплексного проекта модернизации отечественного образования, приоритетных национальных проектов.

Безусловно, для семьи важно, что в нашей школе детям созданы необходимые условия для получения качественного современного образования, занятий спортом и развивающим досугом, что Подмосковная школа сохраняет лучшие традиции духовно-нравственного и гражданского воспитания детей, подростков и юношества. Но должна быть обязательно создана совместно с семьей и обществом единая система воспитания на основе сложившихся культурно-исторических традиций.

Цель, которую общество ставит перед системой образования, а также другими государственными и общественными организациями и учреждениями, работающими с молод?жью, или имеющими влияние на молод?жь — воспитать молодого человека гражданином, патриотом своей Родины. Никакие другие политические или экономические задачи не будут иметь перспективы, если у будущих поколений наших граждан не будет жизненной опоры в виде гордости за свою страну, за свой народ, за свою историю. Но эту работу нельзя вести без ч?тких духовно-нравственных ориентиров. И такие ориентиры дал нам юбилей Великой Победы.

Во многих районах ширится тимуровское движение по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, организовано адресное закрепление учреждений образования за ветеранами Великой Отечественной войны. На сегодняшний день за 1215 образовательными учреждениями закреплено 36175 ветеранов и приравненных к ним тружеников тыла.

Активизировалась работа школьных музеев, которые становятся центрами воспитательной работы, местом получения дополнительных знаний по истории, культуре, обычаям и традициям родного края. Всего создано и функционируют 567 школьных музеев, из них: 216 военно-исторических, 206 краеведческих и историко-краеведческих, 108 исторических музеев. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в общеобразовательных учреждениях Московской области открыты 12 залов, 145 комнат, 75 экспозиций, 78 уголков, 41 фотовитрина.


www.mepar.ru