Календарь

tihonCвятитель Тихон, в миру Василий Белавин, родился 19 января 1865 года в семье сельского священника.

Стремясь своей чистой душой к Богу, Василий в 1891 году принял монашество. Пройдя сложный и ответственный путь от иеромонаха до митрополита Московского, святой Тихон в 1917 году был возведен на Патриарший престол.

На долю патриарха выпало возглавление Русской Православной Церкви в самый тяжелый период ее истории - в период, когда Православная Церковь подвергалась гонениям, многие священнослужители были отправлены в ссылку, иные - расстреляны. Скончался святитель Тихон 7 апреля 1925 года, на праздник Благовещения. В 1989 году он был причислен к лику святых.

0612 июля – день святых первоверховных апостолов Петра и Павла – один и величайших христианских праздников. В храмах богослужения,а у верующих завершился Петров пост. Апостолы Петр и Павел более других потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их "первоверховными апостолами".

Преподобный Мефодий, игумен Пешношский (ХIV) был основателем Пешношского монастыря. В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за две версты от монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий, почему эта местность и получила название «Беседа».

Преподобный Мефодий был погребен († 1392) в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Начало местного празднования относят к концу ХVII – началу ХVIII века.

MuromskayaМуромская икона Божией Матери была принесена в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином. Он убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и решили убить князя. Узнав об этом, святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Maтери. Благодать, исходившая от Eе Лика, тронула сердца язычников. Они переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними Крещение. С этой иконой Рязанский святитель Василий приплыл на своей мантии из Мурома в Рязань.

Днесь светло красуется град Муром, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящееся, Тебе взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.



belinichБелыничская икона Божией Матери чудесно явлена в XVI столетии. От исходящего от нее света становились белыми ночи, от чего вновь образованное поселение получило название Белыничи. Находилась в храме мужского православного монастыря на Днепре в Белыничах Могилевской губернии.

Икона прославлена многочисленными чудесами и особо почиталась в Могилевской, Витебской и Минской губерниях. После заключения унии (1596) икона перешла к католикам и была поставлена в костеле Белыничского католического монастыря, основанного в 1622 - 1624 годах литовским гетманом Львом Сапегой на берегу реки Друти, в 45 верстах от Могилева. Икона почиталась как католиками, так и православными. В 1832 году монастырь был упразднен, и костел действовал как приходский храм. В 1876 году он был передан православным с восстановлением монастыря. 12 апреля того же года в том храме была совершена первая Божественная литургия на освященном пpaвославным епископом престоле в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадаем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати твоя рабы тщы, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Пречистая Дево. / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоибранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

feodoschernСвятитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным.

Благочестие родителей способствовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером.

Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево-Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII века был временем расцвета коллегии.

Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и богомыслию.

После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

В 1664 году его назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

В те годы святому Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими был оправдан.

Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами.

Он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров.

В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского.

Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря.

Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг.

При святителе Феодосии в Черниговской Епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов.

Отличительными чертами личности святителя Феодосия были — снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий.

В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе.

Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 (22) сентября 1896 года.

panteleimonВеликомученик Пантелеймон происходил из Никомидии. Мать его была христианка, а отец язычник. Мать воспитывала его в христианской вере, но скоро умерла; отец отдал его в языческую школу и затем поручил знаменитому в то время врачу Евфросину для изучения врачебного искусства. Когда Пантелеймон ходил к Евфросину, то случалось ему проходить мимо одного дома, где жил священник Ермолай. Старцу Ермолаю понравился юноша, и у него явилась надежда просветить его христианскою верою. Неоднократно, приглашая к себе Пантелеймона, Ермолай заводил с ним разговор о Христе и Его вере. Юноша припоминал наставления матери и полюбил Христа. Когда же однажды, идя от своего учителя, он встретил на дороге ужаленного змеею ребенка и для опыта призвал имя Христово и исцелил его, то принял крещение от Ермолая.

Крестившись сам, св. Пантелеймон захотел, чтобы крестился и отец его. Чудесный случай помог ему в этом. К Пантелеймону, как к врачу, привели слепого, которого не мог вылечить сам Евфросин, и он именем Христовым исцелил слепца. Тогда отец принял крещение вместе вместе с исцеленным слепцом, но скоро умер и оставил сыну богатое наследство. Пантелеймон начал раздавать наследство бедным, а сам врачевал больных не столько лекарствами, сколько силою Божиею.

Скоро донесено было императору, что Пантелеймон верует во Христа. "Что я слышу о тебе: говорят, что ты хулишь богов наших и воздаешь славу какому-то Христу? Я не хочу верить этому и надеюсь, что ты сам обличишь клевету, принеси жертву богам", - сказал царь Пантелеймону. "Совершенно верно это, - отвечал святой. - Я отрекся от ваших богов, потому что они ложны, и уверовал во Христа, потому что он есть истинный Бог", и предложил призвать одного неизлечимого больного, и кто исцелит его - он или языческие жрецы - вера того и должна быть истинною. Языческие жрецы сколько ни молились своим богам, исцеления не последовало; но лишь призвал имя Христово Пантелеймон, больной получил исцеление, так что многие уверовали во Христа. Царь же ожесточился на святого и приказал терзать его тело и затем бросить с тяжелым камнем в море. Но Пантелеймон и при этом остался жив и невредим. Тогда напустили на него диких зверей, но звери лишь лизали ему ноги; привязали к колесу усеянному острыми лезвиями, но он и здесь остался невредимым. Наконец царь приказал обезглавить мученика и тело его сжечь. Но тело осталось невредимым, и христиане похоронили его с благоговением. Это было в 305 г. Скоро мощи святого перенесены были в Царьград. Части их находятся: в монастыре имени св. мученика и других на Афоне, так же в Москве, на Никольской улице, в часовне его имени, где совершено чрез них много чудес, и в других местах.

По материалам книги Н. Будур
"Православный календарь"

vladimirВеликий князь Владимир был внуком св. равноап. Ольги, первой русской княгини-христианки. Но отец Владимира Святослав жил нечестиво, и Владимир вначале, подобно ему, был яростным язычником и пребывал в беззакониях и душевной нечистоте, имел около 800 жен и наложниц. Но Господь даровал ему иное поприще. В 983 г. после удачного похода на ятвягов кн. Владимир решил возблагодарить Перуна жертвой, которая по жребию обагрялась человеческой кровью. Выбор пал на христианского мальчика Иоанна, отец которого Феодор отказался отдать единственного сына. Погибший от рук разъяренной толпы первый русский мученик перед смертью сказал: "У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют... Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека." Этот случай произвел сильное впечатление на князя Владимира, он начал открыто искать истинную веру, приглашая к себе проповедников различных религий. Отправленные вел. князем в Константинополь послы были поражены красотою православного богослужения в храме Софии Премудрости Божией:"Не знали мы, где мы были, на небе или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты".

Бояре сказали князю:"Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, которая была мудрейшею"

В 987 г. кн. Владимир оказал византийским императорам-братьям, которым угрожала потеря престола, военную помощь и за это потребовал себе в жены их сестру царевну Анну, обещая выполнить требование ее братьев креститься. Однако, подавив с помощью шеститысячного войска русских мятеж, греки не торопились выполнять свое обещание. Тогда кн. Владимир завоевал "неприступный" оплот византийского господства на Черном море Херсонес и прислал послов за невестой. Блаж. Анна прибыла в Херсонес с посвященным на Русскую кафедру митрополитом Михаилом, духовенством, клиром, со многими святыми мощами, иконами и другими святынями. Внезапно князь Владимир ослеп, однако немедленно крестившись по совету будущей жены, исцелился. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил апостола Андрея Первозванного, было совершено и венчание. А 1 августа 988 г. в водах Днепра крестился весь народ киевский. Накануне св. Владимир объявил по городу:"Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг"

Святое его жела
ние было исполнено единодушно:"в одно время земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом" Крестившись, князь Владимир благодатно изменился. Нечестие заменилось на благочестие, и в сердце святого князя на место злых страстей вселились Христовы заповеди. Во множестве призванные им из Греции архиереи, священники и клирики при его поддержке распространяли и укрепляли по всей земле Русской веру Христову. По всей Руси Владимир Красное Солнышко, как ласково прозвали его люди, повелел ниспровергать языческие капища и на месте их рубить храмы. Он пожаловал Церкви десятину, т. е. десятую часть всех доходов, его трудами были открыты первые епархии, учреждено множество "училищ книжных" велась проповедь среди степных язычников. По воскресеньям и праздникам после литургии выставлялось для киевлян обильное угощение, звонили колокола, «калики перехожие» пели духовные стихи. Нищим, калекам, странникам раздавалось "имение многое", богатые вклады делались по церквам и монастырям.

15 июля 1015 г. св. князь Владимир скончался в возрасте ок. 60 лет,

28 лет прожив во святом крещении. Погребен был в созданной им десятинной церкви в Киеве. Празднование ему было установлено св. Александром Невским, после того как заступлением равноапостольного Владимира была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

ierusalimskaПо благочестивому преданию Церкви, образ Иерусалимской иконы был написан апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.Бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Жители города Воскресенска совершают поклонение образу в 10-й вторник по Пасхе

 

 

pal3Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. После работ по обновлению внутреннего убранства Иоанно-Златоустовского храма города Воскресенска (тогда села Новлянского Бронницкого уезда) в 1865 году сюда из Бронниц и была перенесена Иерусалимская икона Божией Матери. 

 

Композиционные особенности иконы таковы: Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку на отворотах. Зеркальное отражение данного иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская (примечательно, что на противоположном берегу Москвы-реки, от церкви Иоанна Златоуста, где находится образ Иерусалимской иконы, стояла домовая церковь Грузинской иконы Божией Матери в усадьбе Кривякино). Иерусалимская икона велика в своих размерах (более 2 метров в высоту) и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. Особенной любовью воскресенцев пользуется икона Богоматери, ведь она является покровительницей города Воскресенска. Ныне в церкви Иоанна Златоуста каждую пятницу перед Иерусалимской иконой Божией Матери читается акафист.

sporuchnicaИкона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...».

Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре бывшей Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена по Божиему Промыслу чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.

В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился источением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Кроме 7 марта, празднество в честь этой иконы совершается 29 мая.

akafistnИкона Божией Матери "Акафистная" находится в Хилендарском соборном иконостасе. Свое название "Акафистная" получила потому, что , во время пожара в храме в 1837 году, пред нею читали акафист. Благодаря этому она, к утешению иноков, осталась невредимой.

 

 

 

 

Икона Богородицы «Млекопитательница» хранится в соборе Хилендарского монастыря, что стоtatianaит на горе Афон. Эта икона очень древняя. Согласно преданию, один из основателей единственной православной церкви недалеко от Иерусалима по имени Савва Освященный завещал перед своей кончиной принести этот образ в дар богомольцу Савве из сербского царского рода в качестве благословения. Его предсмертная воля была исполнена лишь в XIII веке. Тогда вместе с паломниками в Иерусалим прибыл сербский архиепископ Савва. Его пригласили в православную лавру, вручили ему завещание почившего настоятеля и два чудотворных образа: «Троеручицу» и «Млекопитательницу».

Когда архиепископу пришло время возвращаться из Палестины в Сербию, он остановился на горе Афон и основал Хилендарский монастырь, в котором и оставил чудотворную икону Божией Матери «Млекопитательница» как благословение новой обители.

По древней православной традиции перед иконой Божией Матери «Млекопитательница» следует молиться молодым кормящим матерям.

День празднования иконы Божией Матери «Млекопитательница» – 25 июля (12 июля по старому стилю).

Тропарь (глас 3-й)

Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матери прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак (глас 5-й)

Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего во веки веков. Аминь.