Святитель Петр — первый московский святой и чудотворец. С его именем связано начало возвышения Москвы не только как политической, но и как духовной столицы Северо-Восточной Руси.


Родился будущий митрополит на Волыни, в богатой боярской или купеческой семье. С детства он отличался особой набожностью. Уже в 12 лет принял постриг в одном из монастырей на Волыни. Здесь, помимо всего прочего, отрок научился писанию икон и вошел в историю как один из замечательных иконописцев.
В 1305 г. после смерти митрополита Максима встал вопрос о его приемнике. К этому времени святитель Петр был уже игуменом основанного им большого монастыря на р. Рате. Галицко-Волынский князь Юрий Львович хотел видеть митрополитом именно игумена Петра. Тот долго отказывался, но затем поехал в Константинополь, где был рукоположен патриархом Афанасием в митрополиты Русские.

Вернувшись на Русь, митрополит Петр оказался в атмосфере жестокой вражды между Москвой и Тверью. Тверской епископ Андрей послал патриарху ложный донос на святителя, в котором обвинял его во всяческих прегрешениях. Однако, Переяславльский церковный собор полностью оправдал митрополита.

В 1326 году митрополит Петр и князь Иван Калита закладывают в Московском Кремле каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Однако достроить храм митрополит не успел. Он преставился в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года и был положен в гробнице при строящейся церкви. После у гробницы стали происходить чудесные исцеления. А уже через 13 лет константинопольский патриарх особой грамотой утвердил святость митрополита петра. Так Москва обрела своего угодника и покровителя, который при жизни полюбил этот город. Мощи святителя Петра, хранящиеся в Успенском соборе Московского Кремля, стали одной из главных святынь государства Московского. Именно перед ними испрашивали благословения великие князья и цари, начиная какое-либо трудное дело.

Особенно примечательно в житии святителя Петра его отношение к тому, кто оклеветал его честное имя. «Мир тебе, чадо; не ты сделал это, а дьявол», — сказал святитель. Эти слова являются для нас не только примером того, как христианская любовь должна смотреть на прегрешения ближнего, но и дают ключ для разрешения рожденных клеветой церковных смут. И в наше время нередко сыплется клевета на пастырей и архипастырей Церкви, причем на наиболее достойных. Ведь именно их дело и есть самое неприятное для врага нашего спасения. Помешать им, унизить их великий подвиг — вот для чего стараются бесы. Посмотрим, кто из древних пастырей был оклеветан? Например, Афанасий Великий, Василий Великий и другие им подобные высокие деятели. Даже Господа нашего Иисуса Христа не пощадила клевета, а наоборот, старалась как можно больше уязвить и очернить Его. Самого Бога! Но Спаситель заранее предупреждал Своих учеников, чтобы не искали они на земле одобрения и похвалы, а ожидали именно уничижения клеветой. Но Господь предрек участь и самих клеветников: «отраднее будет земли Содомстей и Гоморстей в день судный, нежели людям сим» (Мф. 10, 15).

Поэтому не будем не только клеветать сами, но и даже слушать клеветников. А будем от всего сердца молиться святителю Петру, некогда пострадавшему от клеветы человеческой: да сохранит и оградит он наших пастырей от клеветы и поношений и дарует им силу достойно переносить все людские нападки.

Помолимся и о себе, чтобы не впасть нам в грех осуждения наших пастырей, и не стать орудием дьявола, который хочет разделить пастырей и пасомых и тем самым лишить христиан спасения.