Главная

dionisiiСвятитель Дионисий Ареопагит родился в городе Афинах. Получив образование в лучшей афинской школе, Дионисий не удовольствовался приобретенными познаниями и отправился в Египет изучать мудрость жрецов и особенно астрономию. В бытность свою там он видел необыкновенное затмение солнца, сопровождавшее смерть Спасителя, и сказал: «Вероятно, страдает Сам Бог». По возвращении в Афины он был избран в члены высшего судебного места - ареопага, почему и называется «ареопагитом». Когда апостол Павел посетил Афины, то он явился в ареопаг и начал проповедовать Христа распятого, и сообщил Дионисию о неведомом для него Боге, Спасителе мира. Дионисий крестился, быстро начал преуспевать в познании истинного Бога и был поставлен епископом Афинским. Он удостоился быть при кончине Божией Матери, а потом отправился на проповедь по разным странам. Зашедши в Галлию, он усечен был мечом в Париже.

pokrovПокров Пресвятой Богородицы - праздник православной церкви 1 октября ст. ст. (14 октября нов. ст.), принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения во константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Покров над молящимся народом. По преданию это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской православной церковью.

2 октября 2018 года в гимназии №1 классный час на тему "Быть человеком". Который номинировался в конкурсе района учителей "Моя классная-самая классная". В классном часе принял участия настоятель храма святителя Иоанна Златоуста Воскресенска протоиерей Сергий Зибров.

pecherskСобор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется теперь 11 октября (28 сентября). Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, то есть после 21 сентября.

Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста.


В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. Преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, известно два канона: один, составленный иеромонахом Мелетием Сиригом (напечатан в Киевском акафистнике 1764 года), другой, находящийся в службах печерским преподобным, составлен святителем Димитрием Ростовским.


В Собор преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, входят около 73 святых. Кроме них среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофпйский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8).

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня/9 июля, а также 15/29 октября). Святитель был задержан в Киеве Литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15 октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере.

Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались ещё святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый.

В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра.

В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер — во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Канон иеромонаха Мелетия Сириги вошел в Службу этого праздника.

Известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша...».

mitropolitpetrМестоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 г. в Воронежской губернии в семье священника. В 1892 г. он окончил Московскую Духовную академию и остался при ней помощником инспектора.

В дальнейшем Богу было угодно, чтобы он стал членом Учебного комитета при Святейшем Синоде и исполнял обязанности ревизора духовных учебных заведений. Переехав в Петербург, Петр Федорович близко познакомился со многими выдающимися церковными деятелями, среди которых был и Литовский архиепископ Тихон (Белавин). Петр Полянский был очень живым и жизнерадостным человеком. Он никогда не унывал, обладал незаурядным нравственным и физическим здоровьем, а также огромным душевным тактом.

Когда в 1918 г. большевики закрыли все духовные учебные заведения, Петр Федорович переехал в Москву и принял участие в Поместном Соборе 1917-18 гг. В 1920 г. Патриарх Тихон предложил ему принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Это предложение было сделано уже тогда, когда широко разливалось гонение на Церковь, когда священнослужители и архиереи зверски убивались. Не почет и комфорт сулило архиерейство в те годы, а страдания и, зачастую, мученическую кончину. Но Петр Полянский принял предложение Патриарха как волю Божию, как призыв - послужить Богу и Церкви.

Ему было уже 58 лет. Он не был связан ни узами священства, ни узами монашества и вполне имел возможность продолжать жить дальше и умереть своей смертью, но отказался от этого. После разговора с Патриархом, он пришел домой и сказал родным: “Я не могу отказаться. Если откажусь, то буду предателем Церкви, но когда соглашусь - я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор”. Эти слова сбылись в точности.
После рукоположения в епископа Подольского, викария Московской епархии, он был арестован и сослан в Великий Устюг. После его возвращения в 1923 г. Патриарх возвел владыку Петра в сан архиепископа, а через год - митрополита и назначил митрополитом Крутицким.

После кончины в 1925 г. Патриарха Тихона, митрополит Петр стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, тем самым приняв на себя все, стоявшие тогда перед Церковью, проблемы.

В декабре 1925 г. его арестовали, незадолго перед этим он писал: “Меня ожидают труды, суд людской, скорый, но не всегда милостивый. Не боюсь труда - его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого - неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие меня личности. Опасаюсь одного: ошибок и невольных несправедливостей, - вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем - пастырском - особенно... Если отличительным признаком учеников Христовых, по слову Евангелия, является любовь, то ею должна проникать и вся деятельность служителя алтаря Господня, служителя Бога мира и любви... Для всякого православного человека, переживающего наши события, они не могут не внушать опасений за судьбу Православной Церкви, пагубный раскол, возглавляемый епископами и пресвитерами, которые забыли Бога и предают своих собратий и благочестивых мирян, - это все, может быть, не так еще опасно для Церкви Божией, которая всегда крепла, обновлялась страданиями. Но грозен, опасен дух лести, ведущий борьбу с Церковью и работающий над ее разрушением под видом заботы...”. Через год Владыку приговорили к трем годам ссылки и отправили в Тобольск. Когда срок ссылки закончился, власти продлили его еще на два года. Здоровье старца все ухудшалось, он обращался к властям, но его письма оставались без ответа. За четыре месяца до окончания ссылки митрополита Петра арестовали и заключили в тюрьму. Там уполномоченный ОГПУ предложил ему снять с себя сан Местоблюстителя, грозил новым заключением. Но митрополит отказался, он знал, что его согласие грозит Церкви расколами.

И снова - одиночное заключение. Митрополиту было тогда уже 69 лет. Словно надеясь на его скорую смерть, его поставили в невыносимые условия. Владыка страдал сильными болями в желудке, часто бывали приступы астмы. Во время них он падал в обморок и подолгу лежал на полу, пока не входил надзиратель и не переносил его на койку.

Весной 1931 г. ему предложили стать осведомителем ОГПУ. Об этом, конечно, не могло быть и речи, но старец был ужасно изнурен и просил власти выпустить его из тюрьмы. В ответ на это его приговорили к пяти годам концлагеря с содержанием под стражей во внутреннем изоляторе, то есть условия стали еще хуже. Владыке посоветовали написать письмо, в котором принести раскаяние за участие в антисоветских организациях. “Но я не участвовал ни в каких подобных организациях”, - ответил митрополит.

И снова старец пишет властям. Две темы перед ним - бесконечных страданий и своих обязательств перед Церковью. Он пишет, что лишен элементарных прав, что уже три года не видел солнца, что не может отказаться от Местоблюстительства, потому, что тогда станет изменником Святой Церкви. Шли годы, а в его положении ничего не менялось, разве что условия становились все хуже и хуже. Наконец настал день окончания срока, но митрополита не освободили. Ранее уже было решено продлить срок еще на три года.

В это время Владыке было уже 74 года и этот срок можно было считать пожизненным. Власти решили считать его мертвым и объявили об этом митрополиту Сергию, который стал следующим Патриаршим Местоблюстителем. А Местоблюститель был еще жив.

В июле 1937 г. Сталин издал приказ расстрелять всех, находящихся в тюрьмах и лагерях, исповедников. В соответствии с этим приказом 2 октября 1937 г. Тройка НКВД приговорила митрополита Петра к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 октября.